РУССКОЕ МОНАШЕСТВО Возникновение. Развитие. Сущность. 988—1917

662

Мансветов. Ук. соч. С. 78, 127, 294–296, 298 и след.; Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в Древней России до XVI в. (1881); Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков, в: Прав. соб. 1882–1883; он же. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. (1884). Леонид, архим. О славянских переводах церковного богослужебного устава, в: Чтения. 1867. 2; Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности (1882); Лисицын М. Первоначальный славяно–русский Типикон (1911). Первый печатный Типикон Русской Церкви вышел в Москве в 1610 г.

663

Мансветов. Там же. С. 269, 275, 284, 304; Голубинский. 1. 1. С. 320–329, 330–377, 507; 2. 2. С. 406; Макарий. 2–е изд. 8. С. 77.

664

Голубинский. 2. 2. С. 428–433; Одинцов. Ук. соч. С. 40. Мансветов. Ук. соч. С. 271.

665

Макарий. 2–е изд. 8. С. 78.

666

Серебрянский. Ук. соч. С. 368–371; АИ. 1. № 478.

667

Мансветов. Ук. соч. С. 301; Макарий. 2–е изд. 8. С. 77.

668

О диптихах см. Leclercq H. Manuel d’arch€eologie chr€etienne depuis les origines jusqu’au VIIIe siиcle. 2 (1917). P. 333 и след. Обиходники: 1. Иосифова монастыря (1589/90), в: Леонид, архим. Монастырские столовые обиходники, в: Чтения. 1880. 3. С. 5–22; 2. Новоспасского монастыря в Москве (2–я половина XVII в.). Там же. С. 24; 3. Троице–Сергиева монастыря (1 — за годы 1445–1533, 2 — за годы 1533–1547), в: Горский. Истор. описание. 2 (1900). С. 16–44. Мансветов. Ук. соч. С. 301.

669

О постах в Восточной Церкви: Мансветов. О постах православной восточной Церкви, в: Прибавления. 1885. 36. С. 355–399; 37. С. 630–698; Holl K. Die Entstehung der vier groЯen Fastenzeiten in der griechischen Kirche. в: Gesammelte Aufsдtze. 2 (1928) (а также в: Abh. d. Berl. Ak. 1923; Phil–hist. Kl. № 5); Bдumer. Op. cit. S. 63–67; Голубинский. 1. 2. S. 399–462; 2. 2. С. 607.

670

Лебедев. Ук. соч. С. 84–91.

671

Перец в XVI в. считался деликатесом. Митрополит Филипп в своем послании в Соловецкий монастырь особо упоминает о пожаловании братии обители 1 фунта перца; см. это послание в: Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). С. 222.

672

Обиходник Иосифова монастыря. С. 7, 8, 17, 22, 13, 16. Если сравнить этот обиходник с обиходником Новоспасского монастыря, мы увидим, как далеко зашло там обмирщение монастырского быта. Монахи получали там самые лучшие сорта волжской рыбы, лучшие маринованные грибы, пироги с сыром, икру, размазню с медом и др. Если в Иосифовом монастыре в XVI в. братия и монастырские слуги имели одинаковый стол (с. 9), то в Новоспасском монастырские слуги получали другую, более простую трапезу (с. 24).

673

РИБ. 4. С. 1210, 1419. Значение поста как аскетического делания особо подчеркивается в «Слове о Филипповом посте», написанном в конце XV или начале XVI в; Архангельский. Нил Сорский. С. 215, 217.