РУССКОЕ МОНАШЕСТВО Возникновение. Развитие. Сущность. 988—1917

Никодим. Жизнеописания. Июль; о содержании «Повести о пустынножителе Феофане» см.: Попов. Ук. соч. С. 65–66; Яцимирский. Ук. соч. С. 546; Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX вв. С. 22–23.

1351

Сказание о жизни и подвигах старца Киево–Печерской лавры иеромонаха Парфения (1898). С. 27; Поселянин. Русские подвижники (1910). С. 452 и след.; Никодим. Ук. соч. Сентябрь.

1352

Иларион, монах. Житие иеродиакона Мелхиседека, в: Душеп. чт. 1889. 2. С. 184–201.

1353

Об этих старцах у меня мало сведений. Старцу Александру посвящена маленькая брошюра: О жизни и подвигах старца–затворника Гефсиманского скита, что близ Троице–Сергиевой лавры (Москва, 1900; о старце Исидоре: Флоренский П. Соль земли, то есть сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским (Сергиев Посад, 1909). Оба сочинения мне были недоступны. П. А. Флоренский (1881–?) — очень интересная личность и оригинальный мыслитель: физик, естествоиспытатель, филолог, философ и богослов, закончил физико–математический факультет и Московскую Духовную Академию; в 1911 был рукоположен во священника; он автор множества сочинений, б€ольшая часть которых не опубликована. Особенно известна его книга «Столп и утверждение Истины» (1914) — философский, богословский, аскетически–мистический и математически–философский труд. Отрывки из него в: Ostliches Christentum. Dokumente. Изд. Н. ф. Бубнова и Х. Эренберга. 2: Philosophie (Mьnchen, 1925). S. 28–194; о его духовном становлении — S. 410. Своеобразна оценка, данная Флоренским старчеству: «Св. Серафим Саровский и великие оптинцы — старцы Лев, Леонид (у Флоренского Лев и Леонид оказались разными лицами, в то время как Лев — это имя, которое старец Леонид получил при пострижении в великую схиму. — И. С.) и Макарий, особенно же Амвросий — собирают в себя, как в огненный фокус, святыню народную. Они — святые наполовину, уже не монахи в узком смысле слова. Сквозь них, как сквозь дальнозрительные стекла, виднеется Грядущий. Весь оттенок их тут новый, особый, апокалиптический. Только слепые могут не видеть этого. Легкомыслие или безумие идти дальше не за ними, а помимо них, потому что это значило бы самовольно стремиться сократить от века намеченный ход мировой истории. Это значило бы отвергнуть слова Господа Иисуса: «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6, 27; Лк. 12, 25). Ibidem. S. 72 (разрядка составителя).

1354

Берков А. Старец–утешитель, иеромонах Варнава (1940); эта брошюра составлена на основании другой книги об отце Варнаве: Жизнеописание в Бозе почившего старца–утешителя отца Варнавы, основателя и строителя Иверского Выксинского женского монастыря (1907).