Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.

44) Котиаий. В синодальных определениях патриарха Ксифилина от 1066 и 1067 гг. упомянут, но по имени не назван, Котиаийский митрополит.[2525]

45) Свято-Севериана (в Калабрии). К этой митрополии принадлежала, между прочим, епископия Акерантийская (Ачеренца), епископ которой, Стефан, в мае 1041 г. сражался против норманнов в рядах греческого войска, предводительствуемого Михаилом Докианом, и пал в сражении.[2526]

46) Митилина. В заседании патриаршего синода 1054 г. участвовал Константин Митилинский.[2527]

Ново-Патры.

47) Евхаиты. 65) Евхания. Евхаиты и Евханию возможно отождествлять,[2528] хотя в списке митрополий они стоят отдельно, на значительном друг от друга расстоянии. Около 1028 г. Евхаитскую кафедру занимал Михаил, состоявший в родстве с Романом Аргиром. По вступлении на престол Роман возвел его в чин синкелла.[2529] Под синодальным определением 1054 г. подписался Николай Евханийский — синкелл.[2530] Так как это определение состоялось в месяце июле, а Иоанн Мавропод был возведен на Евхаитскую кафедру при Константине Мономахе,[2531] то смерть Николая и возведение на его место Иоанна должно относить ко времени между июлем 1054 г. и январем 1055 г. Иоанн Евхаитский тоже имел чин синкелла.[2532] Деятельность его до возведения на митрополию принадлежит истории образования. Он сначала содержал в Константинополе частную школу (в собственном доме), в которой обучал юношество риторике, философии и законам, потом трудился в патриаршей школе, наконец получил, по-видимому, кафедру в восстановленной Мономахом византийской Академии. От этого времени имели значение связи, которые Иоанн завязал при дворе, начиная с самого императора, привыкшего с уважением относиться к своему дидаскалу,[2533] и оканчивая Пселлом, который учился у Иоанна, пристроил своего учителя при дворе, так же как Ксифилина, и был его сотоварищем по преподаванию в Академии. Эти связи принесли впоследствии свою долю пользы. Вступление на кафедру совершилось по настоянию императора и не вполне охотно, — Иоанн отказывался от предлагаемой чести, ссылаясь на телесные и душевные немощи,[2534] свое назначение в Евхаиты он считал как бы почетным изгнанием, и друзья разделяли с ним этот взгляд.[2535] Назначение находилось в связи с удалением Лихуда от управления делами и с усилением при дворе влияния партии логофета Иоанна. В совещаниях между Пселлом и Ксифилином относительно поступления в монашество принимал участие и Мавропод, который затем предупредил своих товарищей принятием монашества и на митрополию был возведен уже как монах.[2536] Свою епархию Иоанн нашел в расстроенном состоянии, особенно со стороны церковного хозяйства,[2537] и направил все старания к тому, чтобы привести дела в порядок. Управление митрополией Иоанн ознаменовал некоторыми полезными предприятиями для церкви Евхаитской. Он заботился о приращении церковного достояния и своим авторитетом предотвращал опасности, грозившие церковному благосостоянию.[2538] С этой целью, опираясь на прежнюю благосклонность Мономаха, успел выхлопотать у него хрисовул, которым утверждались за Евхаитской церковью дары прежних императоров и церковные имущества ограждались от посягательств.[2539] Ревностная защита церковных интересов создала Иоанну врагов в лице некоторых евхаитских властелей и те пожаловались на митрополита императору; но тут помогли придворные связи, — красноречивое объяснение самого митрополита и заступничество за него Пселла парализовали успех жалобы.[2540] Иоанн Евхаитский много заботился также о благоустройстве церковного богослужения и религиозной жизни. Предметом его попечения было стройное и благолепное церковное пение, он увеличил в своей Церкви число певцов, обучал поселян пению, в монастырях организовал монашеские хоры; к прежним песнопениям прибавил новые.[2541] Поводом к составлению новых песнопений послужило для него, между прочим, введение нового праздника. В греческих Минеях, в Синаксаре на 30 января, Иоанну Евхаитскому приписывается установление праздника трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.[2542] Митрополит Евхаитский посвящал еще свои труды исправлению богослужебных книг (Миней)[2543] и упорядочению монастырских уставов.[2544] Он окончил свою многоплодную жизнь в глубокой старости.[2545]

48) Амастрида. В синодальном определении патриарха Ксифилина от 1067 г. упомянут митрополит Амастридский.[2546] Никифор из Гангры переведен был в Амастриду.

49) Хоны (Колоссы). В синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. принимали участие Константин, в заседании 1054 г. Николай, а в заседании 1073 г. не названный по имени митрополит Хон.[2547]

50) Гидрунт. В синодальном постановлении 1027 г. читается имя Николая, в постановлении 1028 г. имя Никиты.[2548] Хотя в печатных изданиях не показано разночтения, которое уполномочивало бы видеть в обоих случаях одно лицо (подобно тому, как относительно митрополитов Неокесарийского и Коринфского), однако же созвучие имен и здесь наводит на мысль, не следует ли в акте 1027 г. заменить имя Николая именем Никиты. В синодальном заседании 1054 г. принимал участие Ипатий Гидрунтский.[2549]

51) Келтцина (Юстинианополь). В синодальном постановлении от 1028 г. упоминается Сисиний, а в постановлении патриарха Ксифилина 1067 г. не названный по имени митрополит Келтцины.[2550]

52) Колония. При Романе Диогене митрополитом Колонийским был Феофил,[2551] давший поручительство Диогену, вместе с митрополитами Ираклии и Халкидона. Он же, вероятно, имеется в виду под Колонийским архиереем в синодальном постановлении патриарха Ксифилина от 1073 г.[2552]

Фивы.

53) Серры. Неизвестный по имени архиерей Серр участвовал в синодальном заседании 1073 г.[2553] В конце периода митрополитом Серр был (до перемещения на Ираклийскую митрополию) Никита-дидаскал,[2554] комментировавший «Слова» Григория Богослова.

Помпеиополь.

54) Россия. В заседании синода 1073 г. участвовал митрополит России[2555] Георгий.