Древнехристианские и оптинские старцы

ных медицинских и благотворительных учреждений. Многие из них были прочитаны в Московском епархиальном доме. Епископ Трифон был активным членом многих благотворительных и научных учреждений: председателем Московского отделения попечительства о слепых, членом Серафимовского благотворительного комитета, действительным членом Московского Археологического института.

В июля 1911 г. еп. Трифон^ по поручению Синодальной конторы, ездил на Север. Он должен был рукоположить 20 монахов Соловецкого монастыря и освятить храм Рождества Христова в Печенгском Трифоновом монастыре, на месте убиения во время нападения шведов 116 монахов.

11 сентября 1913 г. скончалась в Богоявленском монастыре мать владыки Трифона, В. А. Туркестанова. Здесь же ее и отпевали.

20 июля 1914 г., в день начала войны, на Красной площади Преосвященный Трифон, управляющий в это время московской митрополией, осенил собравшихся людей образом Явления Божией Матери преп. Сергию, написанном на доске от гроба Преподобного. Образ этот во время войны всегда находился в действующей армии. 4 августа Москва встречала Царскую Семью. На богослужении в Успенском соборе Преосвященый Трифон в речи, обращенной к Царю, говорил о том патриотическом подъеме, который охватил и соединил весь народ: «Мы не запомним такого времени, и только деды наши повествовали нам о таком же высоком подъ-

==13

еме чувств народных в священную войну двенадцатого года». Вскоре, в самом начале войны, владыка отправился в действующую армию. Он служил полковым священником в 168-м Миргородском пехотном полку, воевавшем на польском фронте. Вместе со своим полком он прошел всю Галицию, утешал раненных, напутствовал умирающих, выезжал на передовые позиции служить молебны. За это в 1915 г. он награждается панагией на Георгиевской ленте и орденом св. Александра Невского. На фронте владыка Трифон был контужен, ослеп на один глаз. Вернувшись осенью 1915 г. в Москву, он попросился на покой в родную Оптину, но Св. Синод назначил его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря. Проводы его из Богоявленского монастыря были очень трогательны. Управляющий московской епархией владыка Феодор (Поздеевский) от лица московских викариев преподнес ему на память Казанскую икону Божией Матери.

В Новом Иерусалиме владыка Трифон продолжил возложенный на него труд архипастырского служения. Он совершал литургии во всех монастырских храмах и приделах (а их общим числом 40), возобновил некоторые приделы, выступал с чтениями и лекциями, на свои средства отремонтировал некоторые храмы, гостиницу для паломников, построил школу.

Через год, осенью 1916 г., он опять уехал на фронт, на этот раз - на румынский. Возвратился он в Новый Иерусалим в 1917 г., по всей видимости,

==14

==15