Древнехристианские и оптинские старцы

рии, впоследствии был игуменом Череменецкого монастыря, умер на покое в Николо- У грешском монастыре Московской епархии. Отличался высокой духовной жизнию.

==245

ственно, чем можно поднять наши монастыри, — это введением в них старчества и чтением книг аскетических; инициатива этого дела должна принадлежать настоятелям, которых следует выбирать не столько из людей с хозяйственными способностями, сколько из иноков духовной жизни, которыми еще не вовсе оскудели русские обители. Тогда не только пустынные и общежительные обители, но даже и штатные могли бы еще сослужить великую службу православному русскому народу. В первых обитали бы строгие подвижники, которые примером своей высокой жизни, своим исполненным духовной мудрости словом поддерживали бы веру и добрую нравственность в русском человеке, вторые могли бы оказывать помощь простолюдину широким развитием благотворительности: церковноприходскими школами, больницами, благолепным богослужением с чтением поучений и проповедей и ласковым, внимательным отношением братии не только к богатым и знатным лицам, но и ко всем приходящим в обитель.

==246

00. htm - glava19

Отзыв на сочинение иеромонаха Трифона" Древнехристианские и оптинские старцы'"

Сочинение состоит из двух частей, намеченных самим заглавием. Первая часть имеет целью обосновать законность и высокую пользу старчества чрез описание некоторых сторон жизни древнего монашества и чрез изложение святоотеческих изречений о старчестве. Последние автор выбирал с похвальным усердием из обширной переводной аскетической литературы, очевидно хорошо ему знакомой. Глава диссертации, содержащая в себе означенные выписки, может служить патриотическим указателем по предмету старчества, особенно если же привнести более выдержанное и обоснованное разделение. Во второй части своего сочинения автор делает исторический очерк старчества в Оптиной пустыни, предпослав ему несколько слов об истории русского подвижничества вообще и в частности краткий очерк жизни и деятельности восстановителя старчества, знаменитого о. Паисия Величковского и ученика его о. Феодора, бывшего руко-

ΨΓΒ ΟΡ, ф. 172, к. 415, ед. хр. 3 (прим. ред.).

==247

водителем старцев оптинских. Последним автор посвящает отдельные краткие четыре биографии и характеристики. Он указывает как общие всем этим старцам черты духа, так и те свойства, которые отличали этих высоких подвижников друг от друга. В старце Леониде он считает такой чертой пламенную ревность, в о. Макарии - смирение, в о. Амвросии - любовь. Сочинение проникнуто горячим сочувствием к иноческому подвигу и написано с одушевлением, но при широте темы не везде видна продуманность в изложении и основательность в выводах. Степени кандидата богословия оно вполне заслуживает. Балл 4.

Р[ектор] Архимандрит Антоний 1 1895. 24 апр.