История Поместных Православных церквей

Характер отношения Элладской Церкви к инославному миру и Православию Архиепископ Иероним определил в следующих словах: «Греческая иерархия пребывает бдительной, и со страхом Божиим и полным сознанием своей ответственности исследует всякую экуменическую деятельность… Мы с любовью смотрим на неправославных христиан, но вместе с тем, твердо храня свою веру, продолжаем таким образом идти нашим путем. Надо, чтобы среди нас царило согласие… Надо поддерживать всякое усилие, направленное к славе Божией и славе Его Церкви» [524].

11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем

Между Русской и Элладской Православными Церквами издавна существовали братские связи. Во времена турецкого господства поборники освободительного движения возлагали свои надежды на помощь православной России. Одна из крупнейших тайных освободительных организаций «Фелики этерия» (дружественная гетерия) обосновалась в Одессе. Ее руководитель — греческий эмигрант, князь Александр Ипсиланти — в 1820 году возглавил основной центр тайных обществ. В Одессу же было доставлено русскими моряками тело мученика — Патриарха Григория V. Несколькими днями раньше здесь нашел убежище другой греческий патриот — пресвитер Константин Экономос, который на похоронах Григория V произнес вдохновенное надгробное слово. При братской поддержке единоверных русских людей он совершенствовался в богословских науках, став впоследствии одним из выдающихся знатоков патрологии.

Первым президентом Греции был избран популярный национальный деятель Иоанн Каподистрия, находившийся с 1809 года на русской службе. Его избрание явилось наглядным свидетельством глубоких симпатий греческого народа к русскому. К сожалению, вскоре, 9 октября 1831 года, он был убит при входе в церковь агентами реакционера Маврокордато, сторонника англо–французской, антирусской ориентации.

На всем протяжении автокефального бытия Элладской Церкви Русская Православная Церковь поддерживала с ней отношения братской любви. В прошлом они выразились, в частности, в содействии развитию богословских наук в Элладе.

После Первой мировой войны общение между двумя единоверными Церквами несколько уменьшилось, но не прекращалось. В то время Русская Православная Церковь вела трудную борьбу одновременно с внутренними и внешними раскольниками. То, что Элладская Церковь не входила в общение с представителями этих расколов, являлось для священноначалия Русской Патриаршей Церкви большой поддержкой.

В 1948 году по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I делегация Элладской Церкви во главе с митрополитом Филиппинским Хризостомом принимала участие в юбилейных торжествах по случаю 500–летия автокефалии Русской Православной Церкви.

В связи с избранием митрополита Иоаннинского Спиридона на кафедру Архиепископа Афинского Святейший Патриарх Алексий I направил ему благожелательное приветствие. В своей известительной грамоте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия Блаженнейший Архиепископ Спиридон выразил надежду Элладской Церкви на братское содействие ей со стороны Русской Православной Церкви.

В 1949 году Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к Предстоятелю Элладской Православной Церкви с просьбой выслать полный месяцеслов святых, чтимых в Элладе, с необходимыми житийными сведениями о них и последованиями служб. В ответном письме Архиепископ Спиридон, выражая радость о существующем тесном общении, сообщал, что им в Афинах учреждена специальная Синодальная комиссия, которой и поручено подготовить комментированный месяцеслов.

В 1958 году на юбилейных торжествах в Москве по случаю 40–летия восстановления патриаршества в России присутствовала делегация Элладской Церкви с митрополитом Аттикийским Иаковом.

В ноябре 1959 года в связи с 600–летием преставления святого Григория Паламы в церковных торжествах в Салониках принимала участие делегация Русской Православной Церкви. Посланцы нашей Церкви пользовались тогда добрым гостеприимством Архиепископа Феоклита и при его содействии получили возможность после торжеств совершить паломничество на Святую Гору Афон и посетить другие священные и достопримечательные места древней Эллады.

В конце 1960 года Святейший Патриарх Алексий I в сопровождении иерархов Русской Православной Церкви во время своего второго паломничества по странам Ближнего Востока посетил и Элладскую Церковь. Блаженнейший Архиепископ Феоклит со свитой архиереев встретил на аэродроме высокую делегацию Русской Церкви, а затем в кафедральном соборе в приветственной речи, выразив глубокую радость по поводу прибытия столь дорогих гостей, заявил, что эта встреча будет содействовать еще большему укреплению единства и любви между Церквами. Доброе внимание и братскую любовь Архиепископ Феоклит оказал представителям Русской Православной Церкви и в сентябре 1961 года, когда они принимали участие в работе Всеправославного Совещания на острове Родос. Братские контакты имели посланцы нашей Церкви с иерархами и богословами Церкви Эллады и в 1963, и в 1964 годах во время Второго и Третьего Всеправославных Совещаний на острове Родос.

В мае–июне 1962 года Русскую Православную Церковь посетила группа профессоров Богословского факультета Афинского государственного университета во главе с ученым мировой известности профессором Гамилькаром Аливизатосом. Целью посещения было ознакомление с русской православной богословской наукой, поэтому главное внимание уделялось жизни и работе наших духовных школ. Постановлением Совета Московской Духовной Академии профессору Г. Аливизатосу была присуждена ученая степень доктора богословия «гонорис кауза», а профессору Г. Бонису — звание почетного члена Совета Академии.

Во время пребывания делегатов Эллады в Ленинградской Духовной Академии было проведено собеседование о современном православном богословии. По решению Совета Ленинградской Духовной Академии профессору Василиосу Иоаннидису была присуждена степень доктора богословия «гонорис кауза» и профессорам Димитросу Мораитису и Герасимосу Конидарису — звание почетного члена Совета Академии.