История Поместных Православных церквей

В 1946—1947 гг. численность православных верующих в тогдашней Чехословакии значительно возросла в результате возвращения на родину православных Волынских чехов (свыше 30.000).

Духовная жизнь Православной Церкви в Чехословакии достигла такого благоприятного состояния, что возникла необходимость для более совершенного руководства церковной жизнью разделить приходы Чешско–Моравской епархии на две самостоятельные епархии. Состоявшееся по этому поводу в декабре 1949 г. епархиальное собрание вынесло решение о разделении епархии на Пражскую с епископской кафедрой в Праге и Оломоуцко–Брненскую с епископской резиденцией в Оломоуце.

28 апреля 1950 г. в Прешове состоялся исторический Собор униатского духовенства и мирян, на котором присутствовали 820 делегатов. Собор вынес решение отменить Ужгородскую унию 1649 г. и вернуться к вере своих предков — к Святому Православию [654]. В связи с воссоединением греко–католиков с Православной Церковью значительно увеличилась Восточно–Словацкая (Пряшевская) епархия, и поэтому епархиальное собрание, состоявшееся в Прешове в июле 1950 г., вынесло решение о разделении ее на две: Пряшевскую и Михайловскую. Во епископа Михайловской епархии был хиротонисан бывший греко–католический священник Виктор Михайлович (в монашестве Александр). Таким образом, к середине 1950 г. в Чехословацкой Православной Церкви образовались четыре епархии.

Еще в декабре 1948 г. в Карловых Варах для подготовки православных священнослужителей была открыта Духовная Семинария. В 1949 г. ее перевели в Прагу. В октябре 1950 г. состоялось торжественное открытие Православного Богословского факультета в г. Прешове, т. к. на Пряшевщине большинство населения православное.

7. Предоставление автокефалии и отношение к этому Константинополя

В результате действенной помощи Матери–Церкви создались благоприятные канонические условия для провозглашения автокефалии Православной Церкви в Чехословакии. В связи с этим Экзарший Совет на своем заседании, состоявшемся 2 октября 1951 г., принял определение Священного Синода Православной Церкви в Чехословакии от 1 октября 1951 г. по вопросу осуществления автокефалии. Государственное управление по церковным делам своим решением от 19 октября 1951 г. сообщило, что чехословацкое правительство не возражает против того, чтобы Православная Церковь в Чехословакии была объявлена автокефальной.

По просьбе Священного Синода и Экзаршего Совета Православной Церкви в Чехословацкой Республике Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Церкви решением от 8 октября 1951 г. дали предварительное согласие на автокефалию Православной Церкви в Чехословакии. К 23 ноября все архиереи Русской Православной Церкви прислали свои подписи под этим постановлением Священного Синода. В этот день в Московской Патриархии был подписан следующий акт:

«Русская Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Алексия и всего освященного Архиерейского Собора, во внимание к ходатайству Собора Православной Церкви в Чехословакии, дарует сей Церкви, бывшей доселе Экзархатом Московской Патриархии, автокефалию.

Русская Православная Церковь единым сердцем молит Небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, да подаст Он Свое Божественное благословение юнейшей сестре в семье Православных Автокефальных Церквей, Церкви Чехословакии и да увенчает Он ее вечной славой. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 23 ноября 1951 г.» [655]

Торжество провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви и интронизация избранного 2 октября 1951 г. Собранием Экзархата первого Предстоятеля Церкви — Митрополита Елевферия состоялись в кафедральном храме г. Праги 8 и 9 декабря 1951 года с участием представителей автокефальных Церквей Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской. Делегация Албанской Православной Церкви, задержавшаяся в пути, прибыла только для поздравления со свершившимся событием. «Русская Православная Церковь, — говорил глава ее делегации митрополит Крутицкий и Коломенский Николай в своей приветственной речи Блаженнейшему Елевферию, — преисполнена чувствами глубочайшей радости, видя свою Дочь, Чехословацкую Православную Церковь, достигшей, с помощью Божией, полноты канонического возраста и вступающей на началах равноправия в семью автокефальных Православных Церквей… Переживая это историческое событие, мы не можем не видеть того, как благословение святых равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия, внедрявших семена Святого Православия в сердца отдаленных предков современных чешского и словацкого народов, сохраняет свою действенность до сего дня, пройдя через целый ряд веков… Мы свято верим в силу молитв великого и незабвенного святителя–мученика епископа Горазда, который душу свою отдал укреплению и расширению дела Православия в этой стране и жизнь свою положил за любимую родину. Вечная ему память!.. Наш сегодняшний акт провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви, — продолжал митрополит Николай, — оказался возможным только в свободной народно–демократической Чехословакии, только при народном ее Правительстве, которое объявило полную свободу религии и поставило Церкви своих граждан в самые благоприятные условия для их свободной жизни и развития…» [656].

Провозглашение автокефалии Чехословацкой Православной Церкви совершено, как видим, в строгом соответствии с церковными канонами. И поэтому совершенно непонятно, почему же до сих пор Константинопольская Церковь воздерживается от признания этого исторического факта и продолжает считать Чехо–Словацкую Церковь всего лишь автономной. «Константинопольская Церковь, — скажем словами нынешнего главы Чехо–Словацкой Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Дорофея, — почему–то считает ее своей Дочерью со времен миссии свв. Кирилла и Мефодия.

Другие возобновили здесь Православие, а не Константинопольская Церковь, следовательно другим, по тем же правилам, и принадлежат все вытекающие из этого права и обязанности» [657].

8. Нестроения в связи с восстановлением «Греко–Католической Церкви»

Много испытаний выпало на долю Православной Церкви в Чехословакии в связи с восстановлением 13 июня 1968 г. деятельности так называемой «Греко–Католической Церкви», упраздненной Прешовским греко–католическим Собором 1950 г., отменившим Ужгородскую унию 1649 г. Наиболее бурно разворачивались события в Восточной Словакии, где экстремистские силы Греко–Католической Церкви особенно упорно стремились разжечь враждебность местного населения по отношению к Православию. Был ряд случаев насильственного захвата церковных зданий и учреждении Православной Церкви и изгнания под угрозой физической расправы православных священников вместе с их семьями из приходских домов, принадлежавших православным общинам. В ряде сел были проведены римско–католические собрания. Руководящие деятели так называемого Комитета действия ради возобновления Греко–Католической Церкви не стеснялись провозглашать, что их Церковь должна получить назад все свои бывшие приходы, — независимо от того что большая часть православных, бывших униатов, не желала возвращения к унии, — и ради этого они не считались ни с чем. «Во время этих актов организованного насилия, — читаем в чехословацкой газете «Руде право» от 1 сентября 1970 г., — в 20 случаях была нарушена неприкосновенность жилища, в 10 случаях были нанесены телесные повреждения. Всего в 1969 г. было совершено 44 уголовных преступления, 58 проступков и 66 нарушений. Уголовное дело было начато против 176 граждан». В конце 70–х и начале 80–х годов церковная жизнь стала постепенно налаживаться: восстанавливались православные приходы, открывались храмы, организовывались советы. Но вскоре снова активизировалась римско–католическая пропаганда, и отношения Православной и Католической Церквей ухудшились.