История Поместных Православных церквей

Святая Людмила была женой князя Боривоя и вместе с ним приняла около 874 г. крещение от святого Мефодия. Боривой недолго жил после крещения, и великий труд по утверждению православного учения в Чехии пал на княгиню Людмилу. Вместе со своим мужем и после его кончины она строила храмы, заботилась о священниках, поддерживала всех труждающихся и обремененных. Когда умер ее сын, законным наследником престола стал ее внук Вацлав, за воспитанием которого Людмила усердно следила. Но мать Вацлава Драгомира, предполагая, что Людмила оказывает влияние на Вацлава и на правительство страны не в ее пользу, с помощью двух бояр задушила ее в замке Тетине. Святую Людмилу как первую славянскую мученицу почитают все православные славяне (16 сентября ст. ст.). В Римско–Католической Церкви ее память чтят только чехи.

Святой Вацлав, внук святой княгини Людмилы, родился около 907 года. Святая Людмила смогла посеять в душе отрока добрые семена веры Восточной Церкви. После смерти отца святой Вацлав, еще будучи юношей, стал правителем страны. Чешские историки свидетельствуют, что он жил согласно вере православной, с любовью творил добрые дела, запрещал причинять людям обиды, строил храмы, в числе которых и храм святого Вита в Праге. Святой Вацлав старался защищать целостность своего государства мирными средствами. Когда против него выступил Злицкий князь Ратибой, он пытался уговорить его не проливать кровь подданных. Брат святого Вацлава Болеслав, стремившийся захватить власть, пригласил его в свой замок на освящение домового храма и, когда Вацлав шел в храм на утреннее богослужение, Болеслав со своей дружиной убил его. Спустя три года останки святого Вацлава были перенесены в Прагу и погребены–в храме святого Вита (память 4 марта и 28 сентября ст.ст.).

Весьма почитается православными в Чехо–Словакии также святой Прокопай Сазавский. Блаженнейший Митрополит Дорофей называет его светилом чешского народа, искренним патриотом, верным стражем Кирилле–Mефодневского наследия и величайшим подвижником [659]. Родился святой Прокопий около 985 г. в Чехии и с маЛых лет был отдан на служение Богу при храме святого Климента на Вышеграде, построенном князем Боривоем и освященном святым Мефодием. Здесь Прокопий духовно возрастал и с любовью изучал славянские священные книги. За его особое благочестие духовенство и паства хотели избрать его настоятелем храма святого Климента, но святой Прокопий, стремясь к отшельничеству, не принял этой чести. После кончины супруги он, как свидетельствует предание, посетив некоторые славянские монастыри, поселился в уединенной пещере возле реки Сазавы. Здесь он построил часовню, которую освятил в честь Пречистой Девы Марии. В 1032 г. чешский князь Олдржих, любивший богослужение на славянском языке, разрешил святому Прокопию построить в месте уединения монастырь, в котором бы воспитывались иноки в духе Православия. Новооснованный монастырь был заселен славянской братией. Первым игуменом был избран сам святой Прокопий. Он оставался настоятелем обители до своей кончины. Память святого Прокопия — 16 сентября ст. ст.

С первых же дней бытия Сазавский монастырь стал источником Кирилле–Мефодиевских идей. Святой Прокопий сделал его центром восточной иконописи, архитектуры и славянской письменности. Сам святой Прокопий и братия обители переписывали Евангелия, Псалтирь и иные церковные славянские книги и распространяли их среди народа. Богослужения монастырские, совершавшиеся на славянском языке, a особенно славянское пение, привлекали множество людей. Возрастание славы Сазавского монастыря, а вместе с этим и распространение Восточного славянского обряда не давали покоя католикам–немцам, которые путем интриг добились в конце 1096 г. изгнания славянских монахов. Место их заняли латиняне.

Есть свидетельства, что монахи Сазавского монастыря имели общение с иноками русских обителей. Результатом этого общения было принесение частиц мощей святых Бориса и Глеба в Сазавский монастырь, где они служили для всех предметом величайшего благоговения и почитания.

11. Современное положение Чехо–Словацкой Православной Церкви:

статистические данные; национальный состав паствы; духовное просвещение, печать; богослужение; положение Церкви в государстве; организация Церкви

В настоящее время Чехо–Словацкая Православная Церковь насчитывает свыше 200.000 паствы, 245 приходов (храмов 216) и 140 священнослужителей. Имеются 4 епархии: Пражская (епархиальный епископ Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехо–Словакии), Пряшевская (епископ Николай — заместитель Митрополита), Михайловская (епископ Никанор) и Оломоуцко–Брненская (вдовствующая). Монастырей нет, монахи живут на приходах.

В Церковь входят следующие этнические группы: чехи, словаки, русские, украинцы. Имеются, хотя и в небольшом количестве, болгары, румыны, греки, сербы, цыгане. Епархии Пражская и Оломоуцкая по национальному признаку являются преимущественно чешскими, в Пряшевской епархии преобладают словаки, в Михайловской — украинцы.

Для подготовки священнослужителей в 1948–1950 гг. действовала Духовная Семинария (сначала в Карловых Варах, затем в Праге), реорганизованная в 1950 г. в Православный Богословский факультет с пребыванием в словацком городе Прешове. Курс обучения на факультете четырехгодичный. Весь учебный материал Православного Богословского факультета распределен на шесть кафедр: 1) кафедра библейских наук, 2) систематического богословия, 3) философии и основного богословия, 4) практического богословия, 5) исторических наук и 6) кафедра общественных наук. На факультете изучаются также музыка, церковно–славянский, древнееврейский, латинский, словацкий, русский и украинский языки. Есть сектор заочного — обучения и одногодичный подготовительный курс для желающих поступить учиться, но не имеющих полного среднего образования.

Плодотворна издательская деятельность в Чехо–Словацкой Православной Церкви: после Второй мировой войны изданы Типикон, Великий сборник (богослужебный), Служебник, Требник, Молитвослов для мирян, книга правил Вселенских и Поместных Соборов, ряд богословских книг и публикаций на чешском, словацком и русском языках по истории Православной Церкви, катехизису, литургике, церковному праву, проповеди Митрополита Елевферия («На Божией ниве»), епископа Пряшевского Алексия («Мир и безмятежие даруяи»), учебные пособия по различным богословским дисциплинам и др.» В 1956 г. был переведен на словацкий язык и издан труд архимандрита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха Московского, «Православное учение о спасении». В настоящее время регулярно выходят четыре ежемесячных журнала: с 1945 г. «Hlas Pravoslaví» на чешском языке, с 1952 г. «Hlas Pravoslávia» и с 1955 г. «Otkaz sv. Cirila a Metoda» на словацком языке, с 1958 г. «Заповіт св. Кирила і Мефодія» на украинском языке и два периодических журнала: с 1960 г. «Е1жегодник Православной Церкви в Чехо–Словакии» (на русском языке) и с 1967 г. «Pravoslavný teologicky sbornik» на чешском и словацком языках. Ежегодно выпускается церковный календарь, в котором помещаются статьи на церковно–исторические и богословские темы [660]. «Православная Церковь в Чехословакии, — говорится в Уставе Церкви, — издает и распространяет с согласия государства, в целях религиозного воспитания, необходимые книги, журналы и иные виды печати» [661].

При резиденции Блаженнейшего Митрополита Пражского и всея Чехо–Словакии имеется библиотека, насчитывающая более 8.000 томов.