История Поместных Православных церквей

8. Канонизация старца Германа

Одним из первых деяний Автокефальной Православной Церкви в Америке явилась канонизация 9 августа 1970 г. русского подвижника в Америке старца Германа — апостола–просветителя и истинного духовного отца коренного населения Аляски. Родился он в 1757 г. в подмосковном городе Серпухове. Шестнадцатилетним юношей ушел в Троице–Сергиеву пустынь (была приписной к Троице–Сергиевой Лавре), находившуюся на берегу Финского залива. После пятилетнего подвига там преподобный Герман, ища уединения и безмолвия, удалился на Валаам, где состоялся его иноческий постриг.

Вот как отзывался о подвиге на Валааме инока Германа его современник, впоследствии игумен Валаамский, Варлаам: «Отец Герман проходил здесь разные послушания и, как «на все благое уготованный», между прочим, был посылаем в г. Сердоболь для надзора за работами при производившейся там мраморной ломке. Любили братия отца Германа и с нетерпением ожидали его возвращения из Сердоболя в обитель. Испытав ревность молодого подвижника, мудрый старец, отец Назарий (игумен Валаамской обители. — К. С.), отпустил его на жительство в пустыню… версты полторы расстоянием от обители… По праздникам приходил отец Герман из пустыни в монастырь. И бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, приятным тенором певал он с братией припевы канона… а слезы градом лились из его очей» [705].

В 1793 г. отец Герман вместе с другими валаамскими иноками был направлен в далекую Америку для утверждения христианства. Он и его сослужители по апостольскому деланию положили начало бытию Православной Церкви в Америке.

Сначала старец Герман жил возле храма миссии на Кадьяке, а затем переселился на ближайший остров — Еловый, названный им «Новым Валаамом» (следует отличать от «Нового Валаама», существующего в Финляндии с 1939 г.), где и скончался в 1837 г.

Подвиг миссионера отец Герман нес в течение 44 лет. После трагической гибели в волнах океана начальника миссии епископа Кадьякского Иоасафа в 1799 г. старец Герман фактически исполнял, с небольшим перерывом, до своей кончины обязанности начальника Кадьякской миссии, оставался духовным отцом, пастырем и попечителем человеческих душ. Как понимал он свое отношение к туземным жителям и сочувствовал их нуждам, хорошо показывает его письмо к тогдашнему правителю колонии — Яновскому. «Любезному нашему отечеству, — писал старец, — Творец как будто новорожденного младенца дать изволил край сей, который еще не имеет сил к каким–нибудь познаниям, ни смысла; требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабого ради младенческого возраста — самого поддерживания; но и о том самом не имеет он еще способностей кому–либо сделать свою просьбу. А как зависимость сего народного блага небесным Провидением, неизвестно до какого–то времени, отдана в руки находящемуся здесь российскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, — сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем; но с немотой младенческим языком говорим, «отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!» [706] Жители Кадьяка всегда свято чтили память старца Германа. К его могиле на о. Еловом постоянно совершались паломничества. Священный Синод Русской Православной Церкви своим определением от 1 декабря 1970 г. внес имя преподобного Германа Аляскинского, всей Америки чудотворца, в месяцеслов Русской Церкви (память его 27 июля ст. ст.).

9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью

Провозглашение автокефалии Православной Церкви в Америке положило начало развитию добрых отношений между нею и Московским Патриархатом. Так, 21 апреля 1970г. в отпевании почившего Святейшего Патриарха Алексия участвовал представитель Православной Церкви в Америке епископ Ситкинский и Аляскинский Феодосии. Он же вместе с другими членами делегации своей Церкви принимал участие в совершении панихиды по Патриархе в сороковой день по его кончине — 26 мая 1970 г.

Епископ Тульский и Белевский Ювеналий, посетив Патриаршие приходы в США в мае—июне 1970г., нанес визит Блаженному Иринею, архиепископу Нью–Йоркскому, Митрополиту всея Америки и Канады. В сослужении с ним и другими Преосвященными архипастырями Автокефальной Православной Церкви в Америке он совершил в храме Свято–Тихоновского монастыря (Южный Ханаан, Пенсильвания) Божественную литургию. Преосвященный Ювеналий посетил Аляску, совершил паломничество на остров Еловый, к месту подвига и кончины старца Германа, на остров Кадьяк, в Воскресенский храм, где ныне почивают мощи старца Германа.

В июле — августе 1970 г. вместе с представителями приходов Московского Патриархата в США посетили в качестве паломников Русскую Православную Церковь также и представители Автокефальной Православной Церкви в Америке.

В августе 1970 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, также посетив Патриаршие приходы в США, имел братские контакты с Блаженнейшим Иринеем и другими церковными деятелями Автокефальной Православной Церкви в Америке.

В сентябре того же года профессор Ленинградской Духовной Академии протоиерей Ливерий Воронов, будучи участником международной конференции православных богословов в Бруклине, встречался с богословами Автокефальной Православной Церкви в Америке.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в мае — июне 1971 г. и на торжествах интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена делегацию Автокефальной Православной Церкви в Америке возглавлял председатель Отдела внешних церковных сношений архиепископ Филадельфийский и Пенсильванский Киприан. В своем благодарственном слове, произнесенном за всенощным бдением 29 мая 1971 г. в Николо–Кузнецком храме в Москве, архиепископ Киприан сказал: «Мы все полны любви к нашей старшей Сестре и к нашей Матери — Русской Православной Церкви. Все, что мы имеем в Америке, мы имеем только от нее…» [707]

30 августа 1973 г. в Женеве состоялась встреча представителей Русской Православной Церкви (митрополита Никодима и митрополита Ювеналия) с представителями Православной Церкви в Америке (архиепископом Киприаном и профессором–протопресвитером Александром Шмеманом). Во время встречи были обсуждены вопросы, касающиеся взаимоотношений двух Церквей–Сестер.