Orthodoxy and modernity. Digital Library

Родители, - особенно матери, - знают, что нет нужды, чтобы ребенок был постоянно на глазах, чтобы можно было любить его. Даже больше - кого нет дома, о том больше душа болит, того больше любишь и жалеешь. Вот так и в наших чувствах к святым. Мы их любим, хотя они жили давно, хотя мы о них знаем с чужих слов. Наша общая с ними любовь ко Христу сближает, роднит нас, соединяет в одну семью.

Есть христиане (протестанты), совсем отказавшиеся от общения любви со святыми. У них, пока живет человек, они его чтят и любят, а умер - и из сердца вон, как если бы он исчез навсегда. Но Бог не есть Бог мертвых, но живых: у Бога все живы. Со святыми мы теперь имеем общение любви в духе, как если бы они были с нами, и надеемся встретиться с ними лицом к лицу в новой, будущей жизни. В особенности тогда будет оправдана наша любовь к ним, наше почитание их памяти, наши праздники, наши песнопения в их честь.

Святые - это наши старшие братья в большой христианской семье. Они уже прошли путем христианской жизни, который мы только совершаем. В своей жизни они показали нам живые примеры того, как нужно христианину жить и поступать во всех случаях жизни. Они наши наставники, но они же и наши друзья, могущие нам помочь. Вот почему со времен апостольских христиане не переставали обращаться к усопшим святым с просьбами о помощи. Вот краткая молитва к св. ап. Петру и Павлу, нацарапанная на куске кирпича в катакомбах: "Петре и Павле, помните о нас!" Немного сказано слов, но в них вложена вера, что св. апостолы, помня о просителях, помогут им.

Пока мы идем путем жизни земной, мы нуждаемся в помощи наших небесных друзей и покровителей. А когда кончится этот путь и мы отойдем ко Господу в блаженную жизнь то разве там мы будем одни? Разве мы их там не встретим? Да, мы надеемся быть принятыми в общую семью всех от века Богу угодивших. Если, по милосердию своему, Господь не лишит нас небесных обителей, то там-то мы и встретимся с теми святыми, которых чтили и любили здесь на земле. И чем живее теперь наши чувства к ним, тем радостнее, тем желаннее будет наша встреча там.

Когда родные встречаются после мнотолетней разлуки, эта встреча приносит им радость, им есть о чем говорить, им приятно даже без слов смотреть друг на друга, видеть милые, родные черты. Так точно будет с нами при встрече со святыми, если мы будем иметь их своими друзьями теперь.

В сегодняшний день, когда мы празднуем наших родных русских святых, что мы им скажем? О чем их попросим? Вчера мы о многих из них сказали похвальное слово, а сегодня осмелимся высказать нашу мольбу, которую вот уже четверть века мы носим в нашем сердце, как незаживиающую рану.

Угодники святыи! Если мы, холодные себялюбцы, сострадаем народу нашему в его горькой судьбе, если мы, не щадя своей жизни, бросались туда, где, по нашему мнению, решалась участь нашего народа в благоприятную для него сторону, то неужели вы не пожалеете его? Вымолите ему у Бога хоть немножко свободы, хоть немножко милосердия, хоть немножко радости, хоть немножко надежды на лучшие дни, хоть немножко больше хлеба, одежи, хоть немножко больше здоровья!

Мы не думаем, что Господа надо умолять, как взыскательного судью; мы не думаем, что наши молитвы именно Ему нужны. Но, когда мы от сердца молимся за народ наш, то в сердечной молитве наши души откроются для сострадания, в нас станет больше христианской любви; чрез это мы станем достойны милостей Божиих. И тогда они изольются на нас и на всех, кого мы обнимем нашей любовью. Аминь.

Похвальное Слово Св. Равноапостольной Царице Елене

Какими похвальными венцами украсим мы равноапостольную царицу Елену в ее праздник? Какия славословия произнесем, чтобы достойно восхвалить память сей царственной жены?

Вспомним жизнь ее, жизнь, начатую в простой хижине и оконченную в царских чертогах! Восстановим эту жизнь хотя бы в общих чертах и кратко, - и мы тотчас увидим прекрасные стороны характера царицы Елены, тотчас найдем повод к ее восхвалению, нетрудно будет нам тогда обратиться к вам с призывом подражать вере и добродетелям равноапостольной царицы.

Св. Елена была замужем за Констанцием Хлором, одним из римских военачальников. Замужество это произошло так: Констанций Хлор, будучи однажды по долгу службы в путешествии, остановился на постоялом дворе. Девушка-служанка своею миловидностью, простотою и кротостью нрава так понравилась ему, что он взял ее себе в жены. Констанции Хлор был язычником, хотя и не ревностным, Елена по-видимому уже была христианка. От этого брака родился Константин, впоследствии великий и равноапостольный.

Семейное счастье для Елены было непродолжительным. Когда Констанций X. был объявлен цезарем и соправителем Западного императора Максимина, ему пришлось, по политическим соображениям, развестись с Еленой и жениться на дочери императора. Св. Елена приняла этот удар кротко, смиренным сердцем: ни упрека, ни борьбы за свои права. Она вся ушла в молитву, в дела помощи бедным и обездоленным. Ее чуткое сердце знало, где была нужда, и она шла туда, не дожидаясь зова.