Orthodoxy and modernity. Digital Library

Для сего раньше всякого другого дела усилим нашу молитву. Кто утром считал для себя достаточным только перекреститься, пусть произнесет трижды: "Боже, милостив буди мне грешному!" и "Пресвятая Богородице, спаси нас!" Кто садился за столь и вставал, не думая ни о благословении, ни о благодарении за хлеб насущный, тот пусть научится это делать сейчас, в наши дни, в которые всем стало ясно, что если Господь не помилует нас, то мы и голод испытаем, как испытали его наши родные в России.

Кто никогда не думал и не заботился о ближнем, тот пусть сейчас, если лишен возможности помочь делом, поможет словом участия, а лучше всего - сердечной молитвой за всякую душу, скорбящую и озлобленную.

Кто на кого имеет огорчение, пусть простить и примирится. С миром на душе много легче жить.

Кто был скор на слово осуждения, пусть оставить эту свою слабость, чтобы Господь не поставил его в такия обстоятельства, в которые откроются и его слабости, достойные осуждения.

Короче же сказать, не будем лишь говорить: "Господи-Господи!" но будем исполнять волю Божию, ясно выраженную в Его святых заповедях. Тогда чрез исполнение их вера наша достигнет совершенства, и мы не потерпим никакого вреда от грядущих на нас скорбей и напастей. Аминь.

О Безбожии

В недавно вышедшей газете "Борьба за Церковь" были напечатаны сравнительные таблицы роста антирелигиознаго движения в России за последние годы. При взгляде на них страшно становится за душу русского человека. Она отравляется ежедневно и систематически шествиями, маскарадами, речами, плакатами, листками. Размножение безбожной литературы близко к тому, что скоро не будет уголка в России, где не было бы ячейки безбожников, куда не проникла бы их литература. Их председатель даже похваляется, что с концом пятилетки наступит и конец религии. Жутко становится от такой похвальбы. Жутко потому, что конец религии - страшная вещь. До большевизма можно было говорить: "Жалок тот, кто потерял Бога". Теперь же мы по опыту знаем, что не жалок, а страшен человек, потерявший Бога. Вместо Бога, диавол поселяется в таком человеке и творит руками его злодеяния неслыханные. Если сравнительно незначительная кучка коммунистов-безбожников держит в рабстве всю Россию, издеваясь и муча беззащитный народ, то сколь великия бедствия она способна будет причинить, если благодаря непрекращающейся и все усиливающейся пропаганде эта кучка изуверов будет иметь на своей стороне не только большинство населения русского, но и многих последователей в других странах!

Антирелигиозная пропаганда идет по двум главным направлениям: прежде всего она стремится завербовать таких людей, у которых уже нет Бога в душе. Они составляют союз воинствующих безбожников, готовых на всякую гадость в отношении верующего человека. И во-вторых, - она всеми, какия только можно придумать, мерами стремится вытравить, заглушить чувство Бога у других.

Прочтите описания антипасхальных кампаний - там и спектакли в часы заутрени, самые гнусные маскарады, пьяные шествия с криками, песнями и музыкой. В храмах слышатся слова: "Аде, где твое жало? Смерть, где твоя победа?" а на улице верующие своими глазами видят это жало ада и чувствуют на себе дыхание смерти.

Чтобы не соблазниться, видя зло торжествующим, чтобы остаться в церкви со Христом, а не выйти и не смешаться с безбожной толпой, - для этого нужна не наша слабая вера, колеблющаяся и непостоянная, а вера первых христиан.

Так вот, други мои, что творится на Святой Руси. Верно слово Господа, что силы ада не одолеют Церкви. Можно не бояться, что безбожники искоренят веру. Но можно и должно скорбеть, видя, как миллионы людей вместо того, чтобы любить Господа и служить Ему, покланяются диаволу и ему служат. Если мы, по чувству христианской любви, сочувствуем и жалеем человека, потерявшего какую-нибудь дорогую для него вещь, то как не скорбеть о тех, кто потерял веру в Бога, кто отвратился от Него, кто сочетался с диаволом, чтобы вместе с ним и муки вечныя принять?

Наш долг поминать в молитвах наших не только здесь в церкви, но и дома всех, страждущих под игом лютые работы в отечестве нашем. Любовь христианская должна подвигать нас на молитву о даровании сил народу нашему к перенесению скорбей, к укреплению веры. Это наша первая обязанность. В отношении живущих в России мы ничего иного и предпринять не можем.

Вторая же наша обязанность будет в отношении самих себя. Ведь никто из нас не может сказать, с кем бы он был, если бы жил сейчас в России со Христом, или против Него. Кто может поручиться за себя, что он, подобно ап. Петру на дворе у Каиафы, не скажет: "Не знаю Человека сего"; особенно когда будет спрошен врагами Христа. До нас с вами еще не достигло это разделение, это решительное время, когда нужно определенно стать на какую-то одну сторону. Мы можем еще быть полу-христианами - служить и Богу и маммоне в одно и то же время. Но, други мои, это состояние ненормальное, эта теплохладность противна Богу.