Orthodoxy and modernity. Digital Library

Библию принято называть святой книгой, но эта святость, всякий понимает, относится не к бумаге и краске, а к словам Божиим. Так и святость иконы относится не к дереву и краскам, а к тому лицу, которое изображено на ней. И если мы относимся с любовью к фотографиям своих родных; если мы относимся с увиажением к портретам выдающихся людей, то не естественно-ли и к изображениям из событий земной жизни Спасителя, как Рождество Христово или Крещение Господне, отнестись с благоговением и любовью!

Если нас, православных, за почитание св. икон упрекают в идолопоклонстве, то мы такой упрек считаем пустым и нелепым: ибо мы никому другому не служим, как только Единому в Тройце Богу. Почитая иконы и кланяясь пред ними, мы кланяемся не дереву или краскам, но тем святым, которые изображены на иконах, представляя в своем уме присутствие их так, как бы они были пред нашими глазами. Например, когда покланяемся Распятому, представляем в мысли нашей Христа, висящего на кресте для нашего спасения, преклоняем пред ним главу и колена с благодарением; также, когда покланяемся пред иконой Девы Марии, возводим ум наш ко Пресвятой Богородице, преклоняя пред Нею главу и колена, и вместе с архангелом Гавриилом называя Ее блаженною паче мужей и жен.

Нас, православных, упрекают в нарушении второй заповеди: "Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия"... Но этой заповедью, как это ясно всякому, знакомому с Библией, запрещаются изображения ложных богов, а не иконы - изображения истиннаго Бога, Его пречистой Матери или угодников Божиих.

В Библии есть много мест, где прямо сказано о священных изображениях: "И сказал Господь Моисею, говоря... Сделай также крышку из чистого золота... и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг ко другу... И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе: там я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать через тебя сынам Израилевым" (Исход 25:17-22).

Кроме ковчега завета на всех стенах Иерусалимского храма были резныя изображения херувиимов (3 Царств 6:29).

Нигде не сказано, чтобы Христос Спаситель отменил эти священные изображения. Наоборот, храм, так украшенный, Господь охранял от оскорблений (Матф. 21:13).

Не будучи в состоянии на основании Библии опровергнуть наш православный обычай почитать св. иконы, сектанты говорят: "Принявшие культ поклонения иконам, отличаются ли от общей массы людей своими качествами и представляют ли они из себя пример евангельского образца?"

To this we answer: "If we take Germany, as not worshipping icons, and Russia, as venerating holy icons, then Russia in all respects stood above Germany."

Another question they asked: "If those who worship icons go to kill, debauchery, get drunk, use foul language, lie, - where is the miraculous power and why is it not reflected in the worshippers?"

Our answer: "From these sins are not exempt those who do not revere Iakon, but revere the Bible alone. But this does not mean that the Bible is to blame for their sinfulness and that it should be destroyed! In the same way, icons are not to blame for the fact that those who venerate them sin."

To the question of the sectarians: "Why were the icons, supposedly miraculous, not able to defend themselves when they were destroyed by the atheists?" we answer: "To demand a miracle from icons is analogous to the demand of the scribes and Pharisees, who mockingly addressed the crucified Jesus Christ with the words: He saved others, but He cannot save Himself. If He is the King of Israel, let Him now come down from the cross, and let us believe in Him (Matt. 27:42). Of those who do not want to believe even an obvious miracle, Christ Himself said: "If any man rise from the dead, they will not believe" (Luke 16:31).

Let us conclude our article with the decree of the Seventh Ecumenical Council: "We determine that holy and honorable icons should be offered for veneration in the same way as the image of the Precious Life-Giving Cross, whether they be painted with paints, or made of mosaic or any other substance, and will be found in the holy churches of God on consecrated vessels and vestments, on walls and on boards, or in houses and by the roads, and whether these icons will be of the Lord Jesus Christ, or of the Lady Mother of God, or of honorable angels, and of all holy and righteous men.

The more often with the help of icons they become objects of our contemplation, the more those who look at these icons are aroused to the remembrance of the prototypes themselves, acquire more love for them and receive more motivation to give them kissing and veneration and worship, but not that true service which, according to our faith, befits only the Divine nature. We all believe so, we all think so, we all agree on this. We receive honorable icons with love. Those who do otherwise shall be anathema! Whoever does not allow the Gospel narratives presented by painting is anathema! "Whoever does not kiss icons as made in the name of the Lord and His saints, to him is anathema!"

("Anathema" is a Greek word and means: excommunicated from the body of the Church).