Orthodoxy and modernity. Digital Library

Други-братия, еще пост не настал, а я уже говорю о нем, убеждаю вас в полезности его. Мне хочется заранее расположить вас к нему, чтобы когда он придет, вы бы встретили его не с пренебрежением, не с досадой, как гостя, пришедшего не во время, а приняли бы, как желанного гостя дали бы ему место у себя в доме, послужили бы им Господу. Аминь.

Прощеное Воскресенье

Вот и пост наступает. Без уныния, без ропота начнем поститься! С радостью начнем готовиться к покаянию, к исповеди, к причащению Св. Христовых Таин!

Разве мы терпим от поста какой-нибудь вред, что нужно унывать?

Разве пост лишает нас чего-нибудь хорошего, что нужно роптать? Нет, не будем унывать при наступлении поста, не будем роптать на Церковь, что она установила пост, а с радостью встретим его, как желанного гостя.

Считайте, сколько он приносит благодеяний! Смотрите, сколько пользы! Пост - воздержание в пище! А разве это вредно? Пост - переход от скоромной пищи, от мяса на постную. Разве это не полезно? Пост - воздержание от всякого греха: от плотских похотей, от ссор и обид, от осуждения и злорадства. Может быть это приводит вас в уныние? Пост - школа благочестия, училище добродетели. Может быть это нас печалит?

Наконец, постом в покаянии мы очищаем нашу совесть от скверных дел и после сего причащаемся самого пречистого Тела и самой пречистой Крови Господа нашего Иисуса Христа. Неужели и это нас не радует? Неужели и после сего мы будем унывать при одном слове "пост"? Какие же мы тогда христиане? Где наша любовь ко Христу? Где наше послушание Церкви?

Нет, не с пренебрежением отнесемся к призыву Церкви попоститься, не с досадой будем прочитывать каждый день в календаре напоминание о посте. Не будем и в этом случае требовать от Церкви, чтобы она шла к нам навстречу и отменила пост. Церковь и так к нам снисходительна без меры: она учит и зовет и только в крайних случаях наказывает. Откликнемся же на зов ее, пойдем навстречу желанию Церкви, с завтрашнего дня начнем поститься!

Сегодня - прощеное воскресенье; прекрасный, самый приятный Господу обычай просить друг у друга прощения. На исповеди мы будем просить у Бога прощения наших грехов и, чтобы не было отказа, заранее простим друг другу взаимные обиды и неприятности.

Человеку свойственно быть строгим к другим и снисходительным к себе; почти всегда все виноваты, кроме нас. А вот сегодня, единственный раз в году, поступим наоборот. Проявим мужество, со всею строгостью осудим себя. Ведь не такия же мы совершенства, чтобы не иметь никакого греха, никакого недостатка. А если и мы не без греха, то сознаемся в этом, осудим прежде всего себя - тогда нам легко будет поклониться другому и сказать: "Простите меня, ради Бога, если я чем-нибудь обидел вас!"

Легкость, с какой сегодня просим прощения, ничем не объясните, как только помощью Божией. Сам Господь помогает нам сегодня видеть наши недостатки, наши вины. Сам Господь помогает тем, кто хочет примириться. Не пропустим этого случая, пойдем Господу навстречу, ибо если мы не отпустим ближнему от сердца согрешений его, то и нам не отпустит Господь согрешений наших. Аминь.

Дружбе (в прощеное воскресенье)