Orthodoxy and modernity. Digital Library

Но мое смущение происходит не оттого, что мы до сих пор не знали друг друга, и не оттого, чтобы у нас не было общих знакомых, или общих интересов. Смущение объемлет мою душу оттого, что, быть может, многие из вас ждут от меня красноречивого слова, ждут, что я буду говорить о Роосии, о том, как там люди веруют и за веру страдают; другие, наверно, хотели бы слышать о том, что нам делать, чтобы сократились дни нашего изгнания, чтобы скорее увидеть родную землю.

Но я не коснусь этого; я остановлю ваше внимание на вопросе, который, может быть, не раз вставал пред каждым из вас: что нам делать, чтобы спастись?

С этим вопросом подходил ко Христу богатый юноша. И услышал в ответ: "Соблюди заповеди!"

Когда в день Пятидесятницы ап. Петр выступил с проповедью о Господе Иисусе Христе, Которого Бог воскресил из мертвых, чтобы чрез Него дать жизнь вечную всем верующим, то многие, умилившись сердцем, спрашивали: "Что нам делать?" И было им сказано: "Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов".

Наконец, с таким же вопросом обратился к ап. Павлу и Силе темничный страж, когда явился свидетелем чуда: двери темницы среди ночи распахнулись, и узы у всех ослабели. Апостолы ему сказали: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой".

Но мы с вами крещены во имя Господа Иисуса Христа, мы веруем в Него, эта вера и собрала нас сюда в храм. Что же нам остается делать для спасения?

Многое! Если бы обо всем говорить подробно, то не хватило бы и времени вам слушать, а мне говорить. Достаточно, если мы скажем о самом главном, о том, что должно быть нашей первой заботой.

Преп. Серафим говорит, что истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Из всех средства к стяжанию самым лучшим и наиболее удобным, по его мнению, является молитва. Хороши и пост, и бдение, и милостыня, и всякое доброе дело, ради Христа делаемое, но из всех этих средств молитва есть самое главное средство. Она всегда под руками у человека. И богатый, и бедный, и больной, и здоровый, на всяком месте и во всякое время могут приносить Богу свои молитвы и ими стяжать благодать Духа Святого.

Напомню вам, что не только благочестивые люди, не только пророки и апостолы, - Сам Господь Иисус Христос молился, молился часто, уходя для этого от людей, уединяясь ночью на горе. Если пример Христов для нас закон, если слова апостольския - не пустой звук, то будем и мы молиться; будем молиться, вставая с постели и ложась в нее, будем молиться перед едой и после нее, будем всякое дело начинать молитвой; одним словом, будем непрестанно молиться, как и заповедует нам ап. Павел (I Фесе. 5:17).

Перечисляю все случаи, удобные для молитвы, потому что и по опыту пастыря и по ежедневным наблюдениям вижу, как мало люди молятся. Утром некогда - надо спешить на работу; вечером некогда - надо окорее дать отдых уставшему телу. Пред едой часто ложный стыд удерживает перекреститься, особенно если едим не у себя дома. А у других не образовалось привычки с благословением и благодарностью вкушать хлеб насущный, о котором просим в "Отче наш". Начиная какое-нибудь дело, мы меньше всего думаем о Боге, ибо надеемся на свои способности, на счастливый случай, на авось. Вот и идет жизнь наша без молитвы, без обращения к Богу. Оттого-то она и трудна стала, оттого-то и мало сейчас людей, которые были бы довольны той жизнью, какую Бог им дает. Ну а те, что молятся, довольны ли? Мы, пастыри церковные, поставленные для молитвы о своих грехах и о людских невежествиях, имеем ли мы утешение в молитве? Да, имеем, если возносим ее, как должно.

Главное в молитве - это искренность: что на языке, то и на сердце. На молитве не должно быть того, что губы шепчут, а сердце молчит. Дети, когда хотят получить что либо от родителей, - посмотрите, с каким усердием и настойчивостью просят! Так же нужно и взрослым просить у Отца Небесного.

Когда человеку плохо, когда он в опасности, он кричит, он вопит о помощи; так и нам нужно не только шептать молитвы, но уметь и взывать ко Господу, ибо Сам Господь сказал еще в Ветхом Завете: "вопиющих ко Мне услышу" (Исх. 22).

Может быть, никто из вас не слышал никогда такой молитвы?! И я не видал таких молитвенников, но я знаю, что молитва о. Иоанна Кронштадтского была именно такова. Он вопил громким голосом, настойчиво, требовательно - и бывал услышан.

Итак, только искренняя, от всего сердца идущая, настойчивая молитва доходит до Бога. Пусть она даже не будет продолжительна, пусть не будет многословна, пусть состоит только из слов мытаря: "Боже, милостив буди мне, грешному!" но лишь бы она шла из глубины души, лишь бы она была согрета чувством покаяния, - она будет услышана Богом, и мы встанем после такой молитвы оправданные и утешенные. Аминь.