Orthodoxy and modernity. Digital Library

Берите с них пример, други мои! Мы уже постимся, мы уже близки к Господу, нам остается только услышать: "Прощаются тебе грехи твои!"

Не отступайте же, не малодушествуйте, не говорите: "Отложу говенье на тот год". Дайте себе слово, что сегодня же вы начнете истинный пост, начнете готовиться к встрече с Господом и, когда в следующий раз вы услышите: "Со страхом Божиим и верою приступите", вы подойдете ко св. Чаше и скажете: "Причащаюсь пречистых Таин Христовых во оставление грехов моих и в жизнь вечную". Аминь.

Сотворите Достойные Плоды Покаяния

Каждый из нас, приходя на исповедь, может со всею искренностью сознаться, что он не только не сделал за это время (с прошлой исповеди) ничего хорошего, но и сам, в своей внутренней жизни, не стал лучше. И это невидение у себя ничего доброго - ни дела, ни самочувствия-не есть признак смирения, а есть просто факт, сущая действительность; ибо ни другие не видят в нас никакой перемены, ни мы, глядя на других (притом без всякого лукавого подозрения или осуждения), не замечаем, чтобы они изменились к лучшему.

Отчего это происходит? Отчего мы почти не растем духовно? Почему не преуспеваем в деле Господнем? (1 Кор. 15:58). Почему остаемся младенцами, а не возрастаем в мужа совершенного? (Еф. 4:13-14).

Вот пришел Вел. пост. Верующий человек непременно будет ходить в церковь, слышать призывы к покаянию, поисповедуется, причастится св. Христовых Таин, на какое-то время дастся ему ощущение чистоты душевной, в день св. Причащения он может быть даже способен будет совершить нечто особенное - пойдет мириться с давним недругом или пошлет щедрое пожертвование нуждающемуся.

Но чтобы с того момента началась для него новая жизнь, чтобы в том, в чем он только что каялся и обещал исправление, пошло бы у него по иному - это едва ли случится. И новый вопрос - почему? Что мешает христианину (а не какому-нибудь язычнику или безбожнику) жить по заповедям Христовым?

Поищем ответа в своей собственной душе, в практике своей обыденной жизни.

Всем известно, что если не ставить себе определенной цели, какой-нибудь конкретной задачи, то можно всю жизнь прожить и ничего значительного не совершить: все время уйдет на мелочи, на повседневные мелкие заботы. Напр., человек способный к музыке, если не будет учиться, а учась, не будет упражняться по 4 часа в день на своем инструменте, то из него виртуоза никогда не получится.

Или еще проще! Если кто привык каждый вечер писать "для памяти", что ему нужно будет сделать завтра, тот знает, как продуктивнее будет проходить завтрашний день с этой запиской.

Одним словом, нужен план жизни, нужна какая-то записочка для памяти, нужно ставить себе цель, - тогда только жизнь может пойти по-иному.

Св. отцы учат, что если ты хочешь отстать от какого-нибудь греха, порока, плохой привычки, то прежде всего осуди, возгнушайся этим грехом в своей душе, унизь его в своем уме. Это и значит - утвердить в своем уме цель избавиться от этого греха. Дальнейшее будет легче, ибо ум, возжелавший расстаться с грехом, сам будет изыскивать подходящие к этому средства.

Заставим наш ум в дни Вел. поста задуматься над тем, почему мы не приносим плодов покаяния, почему мы только каемся в грехах, но редко когда исправляемся!