Orthodoxy and modernity. Digital Library

И он нам скажет: "Это прежде всего потому, что вы самое покаяние сузили, ограничиваетесь лишь очищением греха, но ничего не делаете противоположного ему. А этого не делаете потому, что не поставили себе целью что-то сделать".

Покаяние можно сравнить с выравниванием почвы или с пахотой. И то и другое - лишь предварение, лишь приготовление места для чего-то иного: для постройки дома, для посева. На вспаханном поле сеются зерна, будущий хлеб; и хлеб есть смысл и цель работы на земле. На выровненном месте закладывается фундамент и строится дом; иметь прочное жилище - вот что заставляет человека выравнивать почву раньше, чем начнется постройка.

И для покаяния смыслом и целью является последующая за ним жизнь не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5:8). Этому учит нас и св. Иоанн Креститель, проповедник покаяния. Каждому приходящему он давал практический совет, что ему делать: у кого две одежды, дай неимущему; у кого есть пища, делай то же; воинам - не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем; мытарям - ничего не требуйте более определеннаго вам (Лук. 3:10-14).

Вот так и теперь, - непременно следует каждому кающемуся наметить себе то дело, в котором он может проявить свою решимость жить отныне по-новому, по-христиански. Наметить, записать для памяти; если жену имеет единомысленную, то и ей сказать, ее попросить о моральной поддержике; чаще советоваться с духовником; не прощать себе, "измены" принятому решению. И, конечно, ежедневно искать общения с Богом в молитве, помня Его слово: "Без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:5).

Великий Четверг

(прот. Валентин Амфитеатров).

Наступает час слушания нами евангельского рассказа о страстях Христовых. Но прежде нежели огласить слух наш слушанием Божьего слова об этих ужасных страданиях, которые претерпели Пречистая Плоть и Душа Пресвятая, долг наш расположить свою душу к мыслям, вызываемым страданиями Богочеловека.

Во-первых, вспомните, что Евангелие сообщит вам историю страданий не человека, не ангела, но Самого Единородного Сына Божия. Беспримерное событие поражает ужасом и недоумением наш ум: здесь чудо чудес и таинство таинств!

Во-вторых, услышите вы о бесчувственно грубых, с убийственным равнодушием возносящих на Крест Сына Божия римских воинах.

Услышите о коварном ученике-предателе, попирающем дружбу, благодарность и все святейшие чувства, которыми украшается человеческое бытие на земле.

Услышите об ослепленных страстию книжниках и фарисеях, которые с унижением для себя испросили не пощады, не помилования, не всепрощения Иисусу, но осуждения, смертный приговор.

Услышите о человекоугодливом судье, Пилате, приговаривающем на смерть невинного, спокойно отдающем на пропятие величайшего и святейшего Чудотворца.

Услышите о том, что на защиту невинного своего Владыки готовы восстать и солнце помрачающееся, и трепещущая земля, и вся тварь содрогающаяся...