Orthodoxy and modernity. Digital Library

У одного жена больная - это крест. У другого - дитя калека; и это крест! У третьего дети здоровы, но не преуспевают в ученье - это тоже крест. Четвертый попал под машину и на всю жизнь стал калекой - и это крест. Пятого бросила жена - и это крест нелегкий!

Кроме этих личных крестов, есть еще у нас общий крест. Это наша оторванность от родины, наше скитальчество. И этот крест многими переживается острее и больнее всякого своего личного горя.

Одним словом, нет человека, которому бы Господь не положил на плечи креста. Причем каждому Господь дает крест по силам его. Если хороший хозяин не накладывает на лошадь больше, чем она может понести, то неужели же Господь, милосердный Отец всех, будет поступать иначе? И если иногда нам кажется, что наш крест слишком тяжел, что он выше наших сил, то это бывает от недоверия к Богу, от нашего маловерия.

И вот идут крестоносцы Христовы путем жизни: одни бодро, не сгибаясь под тяжестью креста, со словами благословения на устах, подобно Иову, который и лежа на гноище восклицал: "Да будет благословенно имя Господне"! Другие бредут, согбенные тяготою жизни; слова благословения, хвала Господу не звучит у них на устах, но не слышно и слов отчаяния, ропота; одно слышится: "Да будет воля Твоя!" Это люди великого терпения; они донесут свой крест до конца.

Вижу я и еще одну группу крестоносцев. Они уже не идут, они остановились, они очень устали; лица их полны страдания, глаза их полны слез, но и сквозь слезы еще светится вера и у каждого крест на плечах. Они не сбросят его, ибо видят впереди себя Христа Господа, некогда распятого на кресте, но победившаго крестом зло жизни, и самую смерть уязвившего смертельной раной.

И благословящие Господа в несчастьях, и молча предавшие свою жизнь в волю Божию, и, наконец, те, что потеряли все, кроме надежды донести свой крест до конца - все они достойны Господа, ибо не отказались от креста своего.

А сколько христиан, что идут другим путем, путем широким! Не видно крестов на плечах их. Это те, что говорят:" Господи-Господи!" но воли Его не исполняют, по заповедям Его жить не хотят; это те, что не охуждают Слова Божия, но о нем они заранее решили, что не для них оно написано. Наконец, это те, кто нося имя христианское, живет по язычески, угождая себе, а не Богу. Про таких Господь сказал, что они недостойны Его, ибо идут за Ним, не взяв креста своего.

Что же обещает Господь идущим за Ним с крестом на плечах? Неужели одне скорби, несчастья, страдания? Если бы в конечном итоге и любящих Бога ожидали только беды и напасти, то немного было бы сильных понести такой крест. Но Господь сказал: "Всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или матерь, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную".

Вот награда несущим крест жизни! Ободритесь же все уставшие, укрепитесь ослабевшие! Если слова Христовы вас мало убеждают, вспомните, кого мы чествуем сегодня: всех святых, тех, кто подобно нам несли жизненный крест, донесли его безропотно до конца и наследовали жизнь вечную. Аминь.

Неделя Всех Святых (и "день матери")

Есть глубокий смысл в том, что тотчас же за праздником сошествия Святого Духа на апостолов св. Церковь постановила совершать память всех святых. Сошествие Св. Духа - это дар Божий, которого люди удостоились не за свою праведность, не за свои доброде-тели, а единственно по милости Божией, по ходатайству Спасителя нашего. Господь полюбил нас, когда мы были еще грешниками, и сошел на землю, чтобы не праведников спасти, но грешников. Это уже великое снисхождение Божие!

И излияние Св. Духа совершилось не как награда, а как залог, как задаток, который дается в надежде, что получивший окажется достойным такого дара и на данный ему талант приобретет столько же.

Как царь, уходя далеко, разделил рабам своим имение, дав каждому талантов по силам его, так и Господь ниспослал Церкви Духа Своего с тем, чтобы Она при Его помощи привлекла к Богу души человеческие. И сегодняшним праздником Церковь отвечает на этот дар Божий и, подобно саду, хорошо возделанному, приносит своему Хозяину обильные плоды - бесчисленный сонм праведников.