Русское Старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века
Во главе приказа были поставлены в “окольничий да два дьяка” с большим бюрократическим аппаратом[90]. Юрисдикция государства и подчинение государственному суду также распространялись и на обитателей церковных имений, сел и слобод, которые раньше попадали под церковный суд, и даже на некоторые категория духовенства. Предприятия, принадлежавшие церкви, теперь облагались податями в пользу государства[91]. Кроме того, особые статьи Уложения лишали церковь права приобретать новые недвижимые имущества[92].
Инициаторы Уложения не только подчинили монастырские и епископские земельные угодья этому светскому аппарату, но и настояли на частичной экспроприации церковных земель, так называемых пригородных слобод, в пользу государства, причем, несомненно, часть имущества попала в частные руки[93]. Таким образом, как бы в ответ на призывы боголюбцев провести оцерковление жизни московское дворянство и боярство проводило частичную секуляризацию. Пока что проводилось ограничение права церкви распоряжаться своим земельным имуществом и крепостными, но вскоре и сама церковь попадает целиком под контроль государства, а дух секуляризации меняет всю старую церковную московскую культуру на безрелигиозную культуру европеизированной империи.
Примечания
[68] ААЭ. Т. IV. С. 481.
[69] ААЭ. Т. IV. С. 31, 482–483.
[70] Там же. С. 484–485.
[71] PascalP. Op. cit. P. 164—165; ЧОИДР. 1907. Т. I. С. 38—40.
[72] Pascal P. Op. cit. P. 162.
[73] Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Т. II. С. 39.
[74] Родес И. Состояние России в 1650—1655 гг. по донесениям И. Родеса / Под ред. Б. Г. Курца // ЧОИДР. 1915. Т. II. С. 53.
[75] Грамоту патриарха Никона см.: Свирский Я. Андреев монастырь. СПб., 1897. С. 35; Гиббенет Н. А. Указ. соч. С. 4.
[76] Aввакум. Сочинения… С. 303—304.
[77] Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С. 1031.
[78] Материалы для истории раскола… Т. I. С. 78.
[79] Аввакум. Сочинения… С. 827.
[80] Гиббенет Н. А. Указ. соч. С. 5—6.
[81] Материалы для истории раскола… Т. I. С. 262.
[82] Там же. С. 265—266.
[83] Аввакум. Сочинения… С. 11—12.
[84] Там же. С. 13—14.
[85] Введенский С. Протопоп Даниил // Богословский вестник. 1913. № 4. С. 486—488.
[86] Там же. С. 862.
[87] Материалы для истории раскола… Т. I. С. 305.
[88] Там же. С. 44.
[89] Письма русских государей и других особ царского семейства. М., 1848. Т. I. С. 182.