Русская православная диаспора во второй половине XX века

Русская православная диаспора во второй половине XX века

Московская Духовная Академия

кафедра Истории Русской Церкви

Священник Владимир Голубцов

Русская православная диаспора во второй половине XX века

Диссертация на соискание степени кандидата богословия.

Научный руководитель: доктор Церковной истории

прот. Владислав Цыпин

Сергиев Посад

2000 год

Содержание

Введение Лл.1-7.

Глава 1. Волна "перемещенных лиц". Пути формирования русской церковной диаспоры Лл.8-25.

Глава II. Послевоенный период истории Русского Православия в Западной Европе Лл.26-100.

Глава III. Русская Православная Церковь в США, Канаде и Латинской Америке Лл.101-134.

Глава IV. Русское Православие в Азии, Африке, Австралии и Новой Зеландии Лл.135-181.

Глава V. Монастыри Русского Зарубежья Лл.182-210.

Глава VI. Заключение Лл.211-213.

Литература и источники: Лл.214-236.

На русском языке Лл.214-232.

На английском языке Лл.232-234.

На французском языке Л.235.

На немецком, сербском и болгарском языках Л.236.

Источник: http://www.magister.msk.ru

ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 10.04.2013 OOoFBTools-2013-4-10-13-15-20-1472 1.0

Введение

Эта работа "Русская православная диаспора во второй половине XX века" посвящена судьбе Русской Православной Церкви за рубежом, в период последовавший после окончания Второй Мировой войны. Для русской истории этот период не менее значимый и в то же время не менее сложный, чем предыдущий. Война не прекратила существования русской эмиграции, а наоборот еще больше увеличила ее поток, создав новую "волну" русских людей, покинувших свою Родину. Советское правительство осуществило акт возмездия не только над коллаборационистами, сотрудничавшими с фашистами, но и над миллионами людей, освобожденными из фашистского ада. Все добровольно или насильственно вернувшиеся в СССР, подверглись разного рода наказаниям. Реэмигранты "первой волны", покинувшие Россию после революции, вернулись в совсем другую страну. В государство с неприкрытой тоталитарной идеологией, с Церковью, зажатой в тиски атеистической пропаганды. Репатриированные советские граждане возвратились в ту же страну, которую они покинули в годы войны, где царил красный террор и безбожие.

В нашем труде речь пойдет не об этих людях. Так же, не о послевоенном состоянии Церкви, верующих, проживавших и проживающих в государстве, ранее называвшемся - СССР. Речь пойдет о духовной жизни тех, кто остался за рубежом этой страны, кому, несмотря на все трудности, все же удалось избежать насильственного возвращения на родину, а так же о тех, кто не по своей воле ее покинул.

Русским эмигрантам, по воле Божией, рассеянным по всему миру, удалось создать уникальное явление под названием - Русское Зарубежье. Его основу составили православно верующие люди.

Невозможно отрицать тот факт, что, например, французская эмиграция XVIII века многие страны обогатила своей культурой и искусством. Это же можно сказать о польской эмиграции, итальянской, испанской и о многих других.[1] Рассеянная же повсюду русская диаспора, не только привнесла в мир часть великой русской культуры, но оказалась носительницей религиозной культуры. Ведь культура и искусство на Руси своим истоком имеют Православие и до последнего момента, так или иначе, были связаны с ним. Все лучшие представители культуры и искусства: писатели, литераторы, живописцы, театральные деятели и др., всегда стремились почерпнуть для себя от этого источника Жизни.

После октябрьского переворота русская диаспора была сильно разрозненной. Такой же она осталась и во второй половине нынешнего века. Политическая ориентация тех или иных эмигрантов повлияла и на церковное единство всей русской диаспоры живущей за границами России. Под влиянием этого фактора оно разбилось на несколько течений. Сейчас в мире существуют две крупные ветви, отколовшиеся от некогда единой Русской Православной Церкви: Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) и Русский Экзархат Константинопольского Патриархата (РЭ КП). К сожалению, их единство с Матерью-Церковью - Русской Православной Церковью Московского Патриархата до сих пор не достигнуто. В конечном итоге в церковном отношении это приводит к деструктивизму, потере национальных корней и ассимиляции с местным населением.