Сад святой Нины

Окончив дела на Востоке, император должен был заняться внутренними делами империи. В то время Церковь восточную раздирали новые учения, известные под общим названием оригенизма 115. Император созвал в 553 году в Констанополе V Вселенский Собор, на котором от лица католикоса Макария присутствовал Сотир, епископ Церкви авлонской, доставивший Иверской Церкви правила V Вселенского Собора. Таким образом волнуемая Церковь получила снова мир и единение.

Царь Парсман после побед, одержанных им над горцами, мирно вернулся к себе в Грузию и молитвами святого Иоанна, великого Шио и Давида, отца грузинской Фиваиды, мирно управлял царством, занимаясь большей частью устройством некоторых храмов и крепостей своего царства. В продолжение всей своей жизни заботился единственно о внутреннем и внешнем благолепии храмов и о чистоте христианского вероучения. В 557 г. мирно скончался, оставив престол своему сыну Бакару III.

Новый царь наследовал добродетели и веру своего отца. Церковь Иверская при нем снова украсилась храмами. Вся Карталиния и Кахетия, по словам летописи, были очищены от всех беззаконий, и снова стала процветать вера, насажденная святой Ниной. В царствование его умер католикос Макарий. После его смерти долго не находилось достойного пастыря, чтобы занять упраздненную кафедру. И именно в то время, когда весь Восток сотрясался монофизитскими спорами, нужен был на кафедре человек энергичный, воспитанный в высших училищах Востока и строго православный, способный не поддаться хитросплетениям врагов Православной Церкви.

** *

Этот большой и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему мнению Святых Отцов и учителей. Как святой Ной со всем домом своим спасся в ковчеге от всемирного потопа, а все, бывшие вне ковчега, погибли, так и ныне: спасаются от греховного потопа, от гнева Божия и вечного осуждения только те, которые находятся в Святой Церкви и являются ее истинными сынами. Прочие же все, пребывающие вне, погибают и тонут в потопе адской бездны.

Святитель Тихон Задонский

111. См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. Ч. I, и III.

112. Хотя в Картлис Цховреба смерть Евлавия относится к царствованию следующего царя Бакара III, но из жизнеописания святого Шио видно, что новоустроенные храмы обители святого Шио освящал католикос Макарий в присутствии царя Парсмана. Макарий прямо заступил место Евлавия, из чего видно, что показание летописи Картлис Цховреба в настоящее время положительно не верно.

113. См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. Ч. I. Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства.

114. Смотри грамоты, данные на имя этого храма царем Багратом Великим, копии которых тщательно сохраняются в музее Императорской Академии Наук в С.-Петербурге.