Сад святой Нины

 Страж Церкви Александрийской, св. Кирилл, зоркими очами следя за поведением Нестория, не в силах вынести дерзости его против Приснодевы, а через Нее и на Сына Божия, принявшего плоть всецело человеческую, кроме греха, настойчиво требовал от императора Феодосия II созвания Вселенского Собора, на котором должно было быть рассмотрено учение Нестория. Требование православного отца Церкви принято было императором, и назначен III Вселенский Собор в г. Ефесе. В числе съехавшихся к предстоящему Собору были и епископы с берегов Черного моря и между прочими епископ Феодосий Моставрский. 80

Собор, во главе со св. Кириллом, рассмотрев лжеучение Нестория, признал учение его еретическим, предал его самого и его учение церковной анафеме и низложил его с кафедры, возвратив тем мир Церкви. Затем были рассмотрены дела Иверской Церкви и одобрено поведение царя, который с согласия и указания Собора вызвал на Мцхетскую кафедру ученого грека Михаила.

Покровительствуя Церкви, царь Арчил всю свою жизнь заботился об украшении храмов, но главным образом — о спокойствии и тишине своего государства. Недолго царствуя после прибытия нового архиепископа, он умер в мире в 434 году, оставив престол сыну своему Мирдату V, царствование которого для Церкви и царства прошло весьма спокойно. Но по смерти Мирдата в 446 году Церковь едва не лишилась своего мира, купленного кровью и неутомимой ревностью доблестных своих сынов.

Спасительницей теперь явилась умная и исполненная благодати поборница Православия славная вдовствующая царица Сагдухт. Опасность, угрожавшая Церкви от отца ее, Барзабода, бывшего правителем Рани и Азербайджана, персидского сатрапа, начала проявляться во всей силе. Грузинский престол из-за малолетства Вахтанга, сына Мирдата V, был свободен. Царица, мать его, сделавшаяся блюстительницей престола, с честью и достоинством выполнила возложенную на нее обязанность, как приличествовало хранительнице Церкви и защитнице царства. Видя опасность, угрожающую со стороны отца, приготовившегося с огромными полчищами персов разорить всю Грузию, искоренить в ней христианство и снова водворить огнепоклонничество, а жителей ее снова подчинить персидскому владычеству, достославная и приснопамятная Сагдухт немедленно собрала всю грузинскую знать, со слезами вручила малолетнего сына своего Вахтанга I и затем объявила свое намерение отвратить от Грузии страшную беду.

Взяв благословение народа и священства, царица смело отправилась к кровожадному отцу, приготовившемуся к наступлению.

 Прибыв в город Барду 81, где находился Барзабод, смело явилась к отцу, бросилась к нему в ноги, сняв с себя головной убор 82 и обнажив свои груди, и в таком виде стояла на коленях перед ним, облитая вся горячими слезами, и просила помилования своего сына и всей Грузии.

 После долгих и усиленных прошений добилась наконец у жестокого отца просимого. Оставлены были за ней ее исповедание веры, за сыном же все пределы его царства, а за народом его Церковь. Но дарованные ей льготы ограничены были восстановлением по всей Грузии зороастрийского учения и водворением повсюду магов. Царица с сокрушением сердца приняла подобное условие для сохранения Церкви и государства, отвратив угрожающую беду. Славная Сагдухт с радостью вернулась в Мцхет. Сразу же за ней приехал туда же с большой свитой главный маг огнепоклонников Бинкар, который немедленно приступил к своему делу, стал вводить в Грузии учение зороастрийское.