Сад святой Нины

 Не довольствуясь этим, оно под предводительством царя направилось в землю печенегов, которые не ожидали его. Вскоре они были подчинены власти Вахтанга и с них взята богатая дань. Таким образом оградив себя с севера, Вахтанг победоносно вернулся в Мцхет, на обратном пути восстановил Дарьяльские ворота и крепость, основанные царем Мирдатом I в 112 г. ДО Р. X., и в охрану оставил тут довольно сильный гарнизон, состоящий исключительно из грузин. Все горские народы признали власть Вахтанга с обязательством выплаты ежегодной дани.

Царь торжественно с преднесением св. креста вступил в Мцхет. Радость народа и Церкви была невыразима. Щедрые милостыни посыпались от рук юного царя, получившего славу победителя северных врагов, считавшихся до сих пор непобедимыми. Все бедные и богатые были равно утешены им.

 Через главного мага Бинкара Вахтанг послал персидскому царю Орбиузду (f 456 г.) богатейшие подарки и просил у него руки его дочери Балендухт. Орбиузд исполнил желание царя, вместе с богатыми дарами послал ему свою дочь Балендухт в сопровождении воспитателя ее Сраздына, или Раждена 91 Вахтанг пышно отпраздновал свою свадьбу. Затем занялся устройством Церкви и государства.

Благодаря его стараниям царица, его супруга, и воспитатель ее приняли христианство; впоследствии обращение Сраздына весьма благотворно подействовало на Грузинскую Церковь. Время царствования тестя Вахтанга прошло для Грузии весьма мирно и спокойно. Наряду с христианством, без особенного ущерба для Церкви, терпимо было и учение Зороастра, которое, хотя очень не нравилось царю, по необходимости пока допускалось.

Юный Вахтанг через несколько лет после Собора, видя притеснение греков с запада и желая возвратить от них древние части Грузинского царства Кларджетию и другие смежные с ней области, отнятые греками у грузин, собрал свое войско. Затем, присоединив к нему часть персидского войска и часть своего вассала, Райского правителя Вазгена Питахши, родом армянина, немедленно двинулся на страны, лежащие при Понте. Он беспрепятственно дошел до города Назианза, пленяя города и области, встречающиеся на пути.

 Войско персидское требовало разрушения церквей и умерщвления церковнослужителей, но Вахтанг воспротивился их дерзкому требованию. Город Назианз был последней границей грузинского похода. По свидетельству грузинской летописи, пленных у царя было великое множество, но были освобождены все до единого убеждениями учеников св. Григория Чудотворца, иерея Петра и инока Самуила. Наконец между императором Аеоном и Вахтангом заключен был мир 92, который был весьма выгоден для Грузии. По нему Кларджетия и смежные с ней провинции Эгриси и Абхазия всецело перешли к Вахтангу. Взяв с собой огромную добычу, он вернулся назад, основав по дороге через Кларджетию крепость Тухарис, а неподалеку от селения, лежащего близ новой крепости Артануджи, заложил довольно большую обитель Артануджскую, которая в скором времени была достроена. Правление областью и саму новооснованную крепость вручил сотоварищу своему по воспитанию вельможе Артвазу; сам же возвратился в Мцхет.

 Вассал Вахтанга, правитель Рани Вазген, зная о победах царя и боясь лишиться своих владений, вместе с тем как армянин, происходивший из древней армянской фамилии, ненавидел царя, по происхождению грузина. Перед тем как Вахтанг начал войну с греками в западных пределах своего царства, желая впредь заручиться силой и могуществом персидского двора в угоду Орбиузду, он без ведома Вахтанга отправился в Персию ко двору деспота, изъявил ему свою покорность и тем, по-видимому, на некоторое время оградил себя от Вахтанга. Желая снискать к себе доверие всего народа — без нужды отвергся Христа 93, преклонил колена перед костром Зоры и, взяв с собой магов, прибыл в свою резиденцию Цуртаг с новой супругой, дочерью персидского царя, имея законную жену, славную душой и телом Шушанику, дочь армянского полководца Вартана Мамиконьяна, внука св. Саака Великого (390—440 гг.), а правнука св. Нерсеса Великого (340—437 гг.) католикосов армянских.