Сад святой Нины

Поведение Вазгена не было известно царю Вахтангу. Если даже и доходили до него какие- либо слухи относительно жестокости его вассала против своей супруги, то Вахтанг по неизвестным нам причинам должен был терпеть и не в состоянии был употребить против него свою силу, боясь этим оскорбить персов, находившихся теперь с ним в дружественных отношениях. Обстоятельства, изменившиеся в пользу Вахтанга, изменили и саму судьбу Вазгена, всецело полагавшегося на содействие противников Креста Христова персов. Таким образом царь, оберегая западные границы своего царства и присоединяя к нему отрезанные прежде провинции, желал снова воссоздать древнее царство грузинских владык.

Вечные враги Грузии — персы недреманным оком следили за Вахтангом и старались во что бы то ни стало обессилить царя. Виды персов были известны ему, но сложившиеся обстоятельства того времени содействовали возвышению Церкви и царства. Когда персидские отряды, имевшие тайное приказание своего государя, требовали уничтожения всего христианства в покоренных Вахтангом землях, то он, не долго оставаясь в пределах Греческой империи, заключил выгодный для Грузии мир.

Вернувшись в Грузию после утомительных войн, Вахтанг занялся сперва расширением и устройством Церкви. По словам летописи, в благодарность Богу и за содействие, оказанное его войску в 455 г., в городе Тифлисе, на высокой скале в крепости, основал Метехский храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, существующий до сих пор. Расширил права архиепископа Михаила; немедленно изгнал из Грузии всех огнеслужителей, до основания разрушив их алтари. Бинкара же, как главного двигателя и руководителя партии огнепоклонников, похитившего у него сильнейшего его вассала, велел заключить в темницу и строго содержать в оковах. Затем издал повеление, по которому ни один из его подданных под угрозой смерти не смел более держаться зороастрийского учения. Упомянутый указ, согласно летописи, был издан Вахтангом под диктовку советника и соправителя его Раждена, поборника христианского учения и ревностного защитника его.

Спустя некоторое время после изданного Вахтангом указа он имел несчастье лишиться любимой своей жены персидской принцессы Балендухт. Вахтанг после ее смерти прервал всякие сношения с персидским двором и примкнул к единоверной Греции, для прочных же отношений вступил в брак с дочерью греческого императора Аеона принцессой Еленой. Брачный союз в то время довольно крепко скреплял отношения и дружбу грузин с греками. Подобным поведением Вахтанг вызвал сильнейшее негодование персидской партии, во главе которой стоял теперь дядя покойной его жены Фируз, в 456 г. похитивший престол у своего брата — тестя Вахтанга Орбиузда.

Вахтанг, навлекший на себя несправедливую неприязнь персидского двора, стал готовиться к неминуемой войне. Так как в это время Грузия и Греция представляли из себя одну неразрывную церковную область, различавшуюся только языком и народностями, которые имели общие церковные интересы, то упадок одного из этих царств должен был отразиться немедленно и на другом. Для сохранения общих интересов Вахтанг предупредил союзников, немедленно отправил к императору гонцов с письмами, известив его обо всем и, между прочим, просил военной помощи. Послы Вахтанга не застали императора в столице; он был занят войной против гуннов, нападавших на северные границы империи. Послам царя пришлось ждать императора, и потому они довольно долгое время оставались в Византии. Вахтанг же, со своей стороны, занялся в это время укреплением крепостей своего царства, снабжая их сильными гарнизонами и всеми необходимыми принадлежностями. Приведя таким образом всю Грузию в оборонительное положение, стал ждать врага Церкви и царства.

Персы, под личным предводительством Фируза, не зная Вахтанговых приготовлений, огромными полчищами с юга наводнили собой всю Грузию, бесчеловечно опустошив все южные провинции; вошли в Карталинию и со всех сторон обложили сильным гарнизоном столицу, где с вооруженной силой ожидал их сам царь.

 Пригородная же крепость Армазика 94, с городом того же имени, поручена была опытному в войнах и знакомому с персидской военной тактикой славному Раждену, весьма искусно защищавшему ее. Ражден долго и довольно упорно защищался в своей крепости, но при одной неудачной вылазке был предательски атакован, взят персами в плен и немедленно доставлен прямо к персидскому царю Фирузу. Раздраженный царь вместе со своими магами потребовал от него отречься от христианской веры и преклонить колена перед костром Зоры. Ражден, как истинный воин Христа Бога, остался Ему верным и потому был предан различным мукам: его били по лицу до сокрушения зубов, голого влачили по каменистой местности и наконец, обремененного цепями, бросили в темницу. Некоторые из грузинских вельмож, из страха поколебавшиеся в христианской вере и принявшие веру магов, ходатайствовали перед персидскими властями об освобождении его из темницы, уверяя, что семейство его успеет убедить его принять веру своих отцов.