Сад святой Нины

Глава V Победа христианства над язычеством

Ободренный таким образом Вахтанг приготовился нанести персам решительный удар, но в это время подоспела к нему просьба Фируза. Деспот просил Вахтанга назначить ему свидание. Был заключен мир, по условиям которого Грузия признана всецело самостоятельным государством, ей предоставлена полная свобода вероисповедания и, кроме того, присоединены к ней некоторые провинции, отнятые прежде персами. В пользу же Греции возобновлены были прежние границы империи, согласно низибийскому трактату 296 г. императора Диоклетиана с персидским царем Нарцезом. Персам же, со стороны греков, уступались хозарские земли и пять городов, разрушенных греками, и, в заключение всего, установлен долгий мир.

За подобное посредничество и умиротворение обоих враждующих царств Вахтанг получил от обеих сторон по дорогой короне в знак признания его самостоятельности и множество ценных подарков. «Все сие, — по выражению летописца, — устроилось молитвами святого мученика Раждена».

После этого рокового для персов события Вахтанг, желая на долгое время сохранить дружбу свою с персами, выдал сестру свою, прекрасную Мирандухт, за Фируза, вернувшегося восвояси с большой потерей для своего царства. Чтобы удовлетворить за эту потерю высшую персидскую знать, Фируз просил Вахтанга помочь ему против закоренелых его врагов, опустошающих восточные провинции его царства, индийцев и туркестанских народов. Вахтанг согласился на просьбу своего зятя. После совещания со своими военачальниками царь, на случай своей смерти, пятилетнего сына своего Дачи венчал на царство и поручил все управление царством семи главным военачальникам. Резиденцией новому царю назначил город Уджармо, где назначалось и самое воспитание его.

Иверская Церковь, несмотря на хитрости и козни евтихианствующих учителей, не признававших Халкидонский Собор и старавшихся всевозможными средствами навязать ей богохульное свое учение и вслед за тем заставить ее отвергнуть правила святого Собора, в лице своих пастырей отвергла их и не признала нового учения, не одобренного соборным определением, и наотрез отказала нововведению, как еретическому.

Петр же Гнафий 96 ярый поборник новой ереси, несмотря на решительный отказ Грузии, понуждал отцов Грузинской Церкви внести в Трисвятую песнь, введенную в церковное песнопение св. Проклом, архиепископом Константинопольским, как песнь, выражающую догмат о лицах Св. Троицы, новое прибавление: «распныйся за ны». По этому поводу созванный мцхетский собор, серьезно рассмотрев на общем собрании предложение ересеучителя и найдя это учение всецело еретическим, отверг его, как несообразное учению Вселенской Церкви. Поэтому и Церковь Иверская отвергла никем не принятое учение и осталась незыблемой на основании православного исповедания апостольской Церкви. В то же самое время некоторые провинции Армянской Церкви добровольно признали новое учение, отвергнув учение кафолической Церкви. И несмотря, наконец, на разных ересе-учителей: акефалитов, севериан и других, навязывавших Иверии свои заблуждения 97 , эта Церковь осталась верной своей основательнице и духу кафолической Церкви.98

Во главе грузинского духовенства стоял тогда человек, легко поддававшийся разным интригам и способный склониться на сторону врагов Церкви, как антиохиец, притом весьма корыстолюбивый и в высшей степени гордый, по своему происхождению грек и сын жгучих песков Сирии. Вахтанг, зная состояние тогдашней Сирийской Церкви и вражду еретических учителей ее против учения своей Церкви и сам характер архиепископа Михаила, дал ему наистрожайшее повеление держать Грузинскую Церковь в истине кафолического исповедания. Тем более царь изъявлял свои требования, чем более сознавал нравственное свое превосходство перед предстоятелем Церкви и относился к нему, как к лицу, зависящему от него. По выражению летописи, Михаил весьма не нравился царю за его дурные качества, и он поневоле терпел его, изыскивая удобный случай как-нибудь избавиться от него.

Устроив таким образом дела своего царства, царь с огромным войском, состоящим из греков, грузин и персов, через Сирию отправился в Персию. Находясь недалеко от Антиохии, Вахтанг упросил Фируза отпустить его в Перусалим на поклонение святым местам. С ним отправилась также царица — мать его, славная Сагдухт, и сестра его, невеста персидского царя, прекрасная Мирандухт. Вахтанг оставил Фируза в Антиохии, где тот дожидался его возвращения.