Сад святой Нины

Молодой царь с радостью вышел навстречу своему отцу со всей знатью и с грузинским духовенством. Архиепископ же Михаил вследствие клеветы на царя и на все его войско со стороны недоброжелателей, будто он с войском в бытность его в Персии изменил христианству, и желая отомстить за избрание нового архиепископа, более его достойного, не вышел к нему навстречу вместе с другими. Прикрываясь неразумной ревностью и желая удержать за собой выгодную для себя Мцхетскую кафедру и напугать своей властью неустрашимого царя, без рассуждения и явных улик против него и на все его войска как изменников веры, недолго думая, отлучил от Церкви победоносного и великого воителя и защитника Православия и все его храброе и христолюбивое войско, а по отлучении всех — прислал к Вахтангу спросить, в действительности ли отрекся он от Христа со всем войском или нет.

Вахтанг, несмотря на незаконный поступок своего архипастыря, не нашедшего нужным представиться ему, велел послу передать, что он силой Христовой вошел в Персию и силой же Христовой вышел из нее невредим. Затем сам, как покорный сын Церкви, смиренно приехал к архиепископу и, сделав земной поклон, просил благословения.

Архиепископ дерзко оттолкнул его от себя ногой и снял с себя туфлю с высоким каблуком, нагло размахнулся и ударил в лицо царя, миротворца государей и освободителя святых мест Востока, и вышиб у него передний зуб. Царь снес оскорбление, нанесенное епископом, и тихо сказал ему: «Поступок этот — плод твоей гордости, ты сделал это по наущению диавола; бесчисленность моих грехов подвигла тебя на подобные действия. Знай, что ты не имеешь надо мною никакой власти и никакого права так поступать. Перед своим государем, напротив, ты должен быть смиренным и покорным во всем. Не упрекнешь ты меня ни в чем, и посему и питать ко мне зла тоже не имеешь никаких оснований. Напротив, это ты не исполняешь своих обязанностей, возлагаемых на тебя Евангелием, где сказано: «Облекитесь смиренномудрием». Или ты думаешь своим упрямством и коварством отвратить нас от той любви, которую питаем мы ко Христу? Все зло и коварство, которые таились в тебе, открылись тогда, когда услыхал о прибытии к нам в Грузию лиц, жизнью и властью достойнее тебя. Это-то и заставило тебя противостать нам злой ненавистью подобно Иуде против Петра. Ты своей злобой подобен Иуде, Петр же Церкви. Сребролюбив ты. Пошлю тебя к патриарху Константинопольскому, кото¬рый поступит с тобой как должно».

Сказав это, царь, оставив архиепископа, возвратился к себе во дворец. Спустя некоторое время Вахтанг действительно снарядил посольство к патриарху Константинопольскому Геннадию и отправил с ним Михаила, а вместе с актовыми делами вручил им и выбитый свой зуб, с настойчивым требованием прислать немедленно упомянутого архиепископа Петра и епископа Самуила и с ними одиннадцать других достойных епископов для управления всей Грузинской Церковью. По прибытии в Византию грузинско¬го посольства патриарх немедленно низложил Михаила и заточил его в обитель «неусыпающих». По совету императора Аеона с патриархом Геннадием отправили к Антиохийскому патриарху послов с требованием выслать требуемых Вахтангом лиц и вручили им нижеследующее письмо к нему.

«В начале просвещения Грузии женщиной Ниною, — говорилось в письме, — она получила епископа от нашего престола. По случаю войны между греками и персами Грузия не могла иметь епископа от Вашего престола, которому вместе с Грузией принадлежит и север, и восток по апостольскому благовестию».

Далее в письме описывались все дела Вахтанга и отношение его к Церкви, поступок архиепископа и его низложение. Просили немедленно посвятить нареченного царем Петра в архиепископы всей Грузии с признанием за ним всех прав самостоятельного епископа или католикоса и с ним вместе двенадцать достойных мужей в епископы, для управления Грузинской Церковью, и как можно скорее послать их в Константинополь, откуда вместе с принцессой должны были отправиться в Грузию.

Церковь Иверская до прибытия нового архиепископа с новым титулом «католикоса» находилась пока под управлением местных епархиальных епископов; надзор же над ними Вахтанг взял на себя.