Сад святой Нины

Обители, основанные ими в неприступных прежде местах Грузии, служили и служат Грузинской Церкви училищами благочестия и нравственности, рассадниками просвещения и святой жизни. В них готовилось прежде все духовенство для занятия высших духовных мест, в них цари и вельможи находили покой и мир для себя во время разных неурядиц и государственных переворотов, и не раз под мирным покровом святых отцов слагали с себя короны, порфиры цари и царицы и облекались в смиренные одежды иноков, исполняя все монастырские послушания наравне с прочими иноками. В них грузинские католикосы находили для себя мирный покой и проводили не раз остаток своей жизни. В этих обителях собиралось все то, чем Грузинская Церковь могла гордиться.

Библиотеки этих заветных мест, собранные большими трудами ученых монахов прежнего времени тех же обителей, составляли одно из главных украшений и богатств Г рузинской Церкви. Беспрестанные нападения и разорения Грузии монголами, персами и турками и некоторыми христианскими народами — сокрушили и разрушили навсегда величие, славу и красоту прекраснейшего уголка земного шара.

Несмотря на это, драгоценные манускрипты, все-таки иногда попадающиеся в столичных библиотеках Европы и Азии, удивляют богатством своего содержания, красотой и аккуратностью письма, которые суть произведения этих обителей и их учеников.

Одно невозвратно для потомства — это потеря навсегда исторических повествований о жизни и деятельности лиц, основавших эти монастыри. Все пока, к великому сожалению, закрыто завесой глубокого молчания и непроницаемой таинственностью. Огромные и несокрушимые храмы, ограды с бастионами, стены с кельями в них показывают некогда бывшее цветущее положение этих обителей.

Летописи наши, как сказано выше, не сохранили нам полных биографий этих святых отцов и учителей, основавших эти обители, кроме трех из них, — биографии которых известны нам весьма подробно. Остальных же из них история знает только по имени, месту их жительства и подвигов: 1) Иоанн, главный учитель и водитель святых сирийских отцов, 2) Авив, 3) Иессей, 4) Иосиф, 5) Давид, 6) Шио, 7) Антоний, 8) Пирр, 9) Зенон, 10) Стефан, И) Ми¬хаил, 12) Фаддей, 13) Исидор и 14) всегдашний и неотступный сопутник святого Иоанна Илия диакон.

Иоанн —

Ангел возвестил католикосу о прибытии людей Божиих.

Вскоре вся Церковь Иверская подчинилась проповеди святых. Места, избранные ими для жительства, сделались рассадниками просвещения и нравственности и служили грузинскому народу крепкой стеной Православия. Училища, основанные прежде при главных храмах и епископских кафедрах, теперь всецело перешли в обители этих святых. Вся тогдашняя образованность всего духовенства и народа перешла в руки благочестивых иноков, руководящих народной жизнью и благочестием, причем не в ущерб его государственной жизни, подобно западным, — употребившим во зло народное доверие. Из их обителей выходили впоследствии строгие проповедники слова Божия, грозные разрушители огнищ Зороастра и непобедимые противники ислама, мечтающего подавить своей силой Грузию в частности и христианство вообще.

Говоря одним словом, сирийские отцы были для новопросвещенных христиан Грузии тем же, чем была святая Нина для языческой Грузии. Труды их неисчислимы, и подвиги их невообразимы. Несмотря на пройденные уже четырнадцать столетий до наших дней, Грузинская Церковь носит на себе явные следы их попечения. 111

Католикос Евлавий предоставил им возможность проповедовать по всей Грузии. Из их числа трех возвел на епископские кафедры. Святому Авиву дал упразднившуюся кафедру Некресскую, святому Иессею — Цилканскую, а впоследствии для святого Иосифа в северо-западной Кахетии открыл новую кафедру Алавердскую, предоставив таким образом святым отцам водительство своей Церковью, в чем, конечно, и не ошибся. Умирая, завещал всю Иверскую Церковь Иоанну, поселившемуся вблизи католикосского престола на горе Зедадзени. Под влиянием упомянутого святого отца на упраздненный престол Парсман VI возвел Макария. 112

Макарий, человек высокой жизни и ученик святых отцов, оправдал надежды святого Иоанна. Вступив его на католикосский престол, действовал во всем по руководству святых отцов. Правление его ознаменовалось для Грузии многими достопримечательностями. Во-первых, при нем начали строиться главные обители, основателями которых были сами святые отцы, а освещал их сам католикос. Аавра святого Шио освящена была им в присутствии самого царя и приведена в настоящее благолепие, снабжена богослужебными книгами и замечательной драгоценной утварью 113. Впоследствии в ней была сосредоточена вся духовная образованность Западной Грузии. При нем же получила свое основание, в свою очередь, другая знаменитая лавра — преподобного Давида, носившая название грузинской Фиваиды и сделавшаяся источником духовно-гражданского просвещения по всей Юго- Восточной Грузии. Другие обители — святого Иосифа Алавердского и Стефана Хирского сделались центром просвещения и рассадниками христианства в Северо-Восточной Грузии. Обители остальных святых отцов, как-то: Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Фаддея Степанцмидского, Зенона Икалтского, Антония Мартмкобского и др., игравшие в судьбе Грузии немаловажную роль, были также освящены упомянутым католикосом и служили рассадниками христианского просвещения в тех местах, где возникли. Царь взял на свое попечение главные обители царства, содействовал во всем украшению их и снабжал всеми необходимыми принадлежностями.