Очерки сравнительного религиоведения

Даже опускаясь на все более низкие уровни, миф сохраняет свою творческую силу. Так, например, мифы об «островах блаженства» или о «земном рае» захватывали воображение не только обывателей, но и представителей науки мореплавания вплоть до эпохи великих морских открытий. Почти все мореплаватели, не исключая и тех, кто преследовал отчетливые экономические цели (вроде открытия пути в Индию), помимо этого надеялись обнаружить «острова блаженных» или «земной рай». И мы знаем, что было немало таких, кто думал, что он и в самом деле нашел райский остров. От финикийских до португальских — все знаменитые географические открытия были вдохновлены мифом об Эдеме. И лишь эти путешествия, эти поиски, эти открытия обретали духовный смысл, лишь ими творилась культура. Если из памяти людей не изгладится поход Александра в Индию, то это потому, что, будучи отождествленным с мифологической парадигмой, он удовлетворял потребность в «мифической географии» — единственной, без которой человек не может обойтись[1666]. Коммерческие базы генуэзцев в Крыму и на Каспийском море и венецианцев в Сирии и Египте являются, вероятно, свидетельствами очень высокого уровня мореплавательского искусства, и все же эти торговые пути «не оставили никаких следов в истории географических открытий»[1667]. С другой стороны, экспедиции с целью открытия мифических земель не только оставляли после себя легенды — они также умножали географическое знание.

Эти острова и эти новые земли сохраняли свой мифический характер долгое время после того, как география стала научной. «Острова блаженных» дожили до Камоэнса, прошли сквозь век Просвещения и эпоху романтизма и находят себе место даже в наши дни.

Функция райской земли совершенной свободы остается неизменной; это лишь представления о ней человека претерпели множество изменений — от рая в библейском смысле до экзотического рая в мечтах наших современников. Это, разумеется, упадок — но урожайный. На всех уровнях человеческого опыта, даже самых заурядных, архетипы продолжают придавать смысл жизни и творить «культурные ценности»: рай современных романов и остров Камоэнса столь же значимы в культурном отношении, как и любой из островов средневековой литературы.

Другими словами, человек, от чего бы он ни был свободен, всегда остается пленником своих архетипических интуиций, образовавшихся в тот момент, когда он впервые осознал свое место в Космосе. Тоску по раю можно различить даже в самых обыденных действиях современного человека. Идея абсолюта не может быть выкорчевана; она может лишь подвергаться деградации. И архаическая духовность остается на свой лад живой, не в качестве акта, не в качестве того, что человек может реально осуществить, но в качестве творческой ностальгии — ностальгии, творящей автономные ценности: искусство, науки, социальную мистику и т.д.

БИБЛИОГРАФИЯ

Информация общего характера

Krappe А.Н. Mythologie universelle. P., 1930; Krappe A.H. La Genèse des mythes. P., 1938; Gray L.H., Moore G.F. (ed.) The Mythology of All Races. Boston, 1916 1932. 13 vols.; illus.; Guirand F. (ed.) Mythologie générale. P., 1935; Cinti G. Dizionario mitologico. Milan, 1935; Pettazzoni R. Miti e Leggende. I: Afrika e Australia. Turin, 1947; III: America Settentrionale. 1953.

«Натуралистическая» школа в мифологии

Muller M. Comparative Mythology. Oxford, 1856 (reproduced in vol. II of Chips from a German Workshop); Muller M. Contributions to the Study of Mythology. L., 1896; Cox W. An Introduction to the Science of Comparative Mythology. L., 1881–1883; Kuhn Α. Mythologische Studien. Vol. I. Gütersloh, 1886; De Gubernatis A. Zoological Mythology. L., 1872; De Gubernatis A. La Mythologie des plantes ou des legendes du regne vegetal. P., 1878–1882. 2 vols.

«Астральная» школа в мифологии

Stucken E. Astralmythen der Hebräer, Babylonier und Ägypter. Leipzig, 1896–1907; Siecke E. Liebesgeschichte des Himmels. Strasbourg, 1892; Siecke E. Mythologische Briefe. В., 1901; Lesmann. Aufgaben und Ziele der vergleichenden Mythenforschung (Mythologische Bibliothek, I). Leipzig, 1908; Boklen E. Adam und Qain im Lichte der vergleichenden Mythenforschung. Leipzig, 1907; Boklen E. Die Enstehung der Sprache im Lichte des Mythos. В., 1922; Spiess K. von. Prähistorie und Mythos. Wiener Neustadt, 1910; Langer F. Intellektual-Mythologie, Betrachtungen über das Wesen des Mythus und der mythologischen Mediode. Leipzig; В., 1917.

Мифологическая, антропологическая и этнографическая школы

Lang А. Modern Mythology. L., 1897; Lang A. Myth, Ritual and Religion. L., 1901. 2 vols.; Lang A. Custom and Myth. New ed. L., 1904; Lang A. The Making of Religion. 3rd ed. L., 1909; Steinthal Η. Allgemeine Einleitung in der Mydiologie // AFRW. 1900. Vol. III. S. 249–273, 297–323; Ehrenreich P. Die Mythen und Legenden der Südamerikanischen Urvölker und ihre Beziehungen zu denen Nordamerikas und der alten Welt // ZFE. 1905. Suppl.; Ehrenreich P. Die allgemeine Mythologie und ihre ethnologischen Grunlagen (Mythologische Bibliothek. Vol. IV. №1). Leipzig, 1910; Jensen A.E. Das religiöse Weltbild einer frühen Kultur. Stuttgart, 1948; Jensen Α.Ε. Mythos und Kult bei Naturvölkern. Wiesbaden, 1951.

Мифы Творения