Очерки сравнительного религиоведения

Lukas F. Die Grundbegriffe im dem Kosmogonien der alten Völker. Leipzig, 1893; Lukas F. Das Ei als kosmogonische Vorstellung // F.Zeit Verein für Volkskunde. 1894. Vol. IV. S. 227–243; Gunkel H. Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit. Eine religionsgescichtliche Untersuchung über Gen. I und Ap. Joh. 12. Göttingen, 1895; Baumann H. Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Völker. В., 1936; Numazawa F.K. Die Weltanfänge in der japanischen Mythologie. Lucerne; P., 1946.

Монографии о различных системах мифологии

Gushing F.N. Outlines of Zuni Creation Myths // Bulletin of the Bureau of Ethnology. Washington, 1896. Vol. XIII; Boas F Tsimshian Mythology // Bulletin of the Bureau of Ethnology. Washington, 1916. Vol. XXXI; Jensen A.E. Hainuwele. Frankfurt a. M., 1939; Macdonell A.A. Vedic Mythology. Strasbourg, 1897; Hopkins E.W. Epic Mythology. Strasbourg, 1915; Frazer J. Myths of the Origin of Fire. L., 1930; см. также: Frazer J. The Mythology of All Races.

О греческой мифологии и структуре греческих мифов

Gruppe О. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte. Münich, 1906. 2 vols. Gruppe O. Geschichte der Klassischen Mythologie und Religionsgeschichte. Leipzig 1921; Rose H.J. A Handbook of Greek Mythology, Including its Extention to Rome. L. 1928; Nilsson M.P. The Mycenian Origin of Greek Mymology. Cambridge, 1932; Dornsieff F. Die archaische Mythenerzählung. В., 1933; Schuhl P.M. Essai sur la formation de la pensee grecque. Stuttgart, 1940; Fehr K. Die Mythen bei Pindar. Zürich, 1936; Frutiger P. Les Mythes de Platon. P., 1930; Untersteiner M. La Fisiologia del mito. Milan, 1946; Rose H.J. Modern Methods in Classical Mythology. St. Andrews, 1930; Jung С.G., Kerenyi К. Introduction to the Science of Mythology. L., 1951; Kerenyi K. Mythologie und Gnosis // EJ. 1940–1941. Leipzig, 1942. S. 157–229; Kerenyi K. Die Geburt der Helena. Zürich, 1945; Kerenyi К. Prometheus. Das griechische Mythologem von der menschlichen Existenz. Zürich, 1946.

Мифы и ритуалы

Hooke S.Н. (ed.) Myth and Ritual. L., 1934; Hooke S.H. The Labyrinth. L., 1935, особ.: Hooke S.H. The Myth and the Ritual Pattern. P. 213–233; Hocart A.N. The Life-giving Myth. L., 1952. P. 263–281; Kluckhohn С Myths and Rituals, a General Theory // Harvard Theological Review. 1942. Vol. XXXV. P. 45–79.

Мифологическое мышление

Malinowski В. Myth in Primitive Psychology. L., 1926; Preuss К.Т. Der religiöse Gehalt der Mythen. Tübingen, 1933; Leeuw G. van der. Religion in Essence and Manifestation. L., 1938, особ. P. 413 и сл.; Leeuw G. van der. L’Homme primitif et la religion. P., 1930 — по всей работе; Levy-Bruhl L. La Mythologie primitive. Le monde mythique des Australiens et des Papous. P., 1936; Caillots R. Le Mythe et l’homme. P., 1938; Ehnmark E. Anthropomorphism and Miracle. Uppsala; Leipzig, 1939; Leenhardt M. Do Kamo, La Personne et le mythe dans le monde mélanésien. P., 1947, особ. p. 220 и сл.; Cassirer E. Die Begriffsform im mythischen Denken. Leipzig, 1922 (Studien der Bibliothek Wartburg. Vol. I); Cassirer E. Sprache und Mythos. Ein Beitrag zum Problem der Göttemamen. Leipzig, 1925 (id. Vol. VI); Coomaraswamy A.K. Angel and Titan. An Essay in Vedic Ontology // JAOS. 1935. Vol. LV. P. 373–419; Coomaraswamy A.K. The Darker Side of the Dawn (Smithsonian Miscellaneous Collections. Vol XCTV. N.1). Washington, 1935; Coomaraswamy A.K. Sir Gawain and the Green Knight; Indra and Namuci // Speculum. 1944. Vol. XIX. P. 2-23; Coomaraswamy A.K. On the Loathly Bride // Speculum. 1945. Vol. XX. P. 391-404; Coomaraswamy A.K. Symplegades. Homage to George Sarton. N.Y., 1947. P. 463–488; Eliade M. Les Livres populaires dans la litterature roumaine // CL. 1939. Vol. II, published 1941. P. 63–75; Eliade M. Mitul Reintegrării. Buchareşt, 1942; Eliade M. Le Dieu lier et le symbolisme des noeds // RHR July — Dec. Vol CXXXTV; Eliade M. The Myth of the Eternal Return. L., 1955; Eliade M. Images et Symboles. Essais sur le symbolisme magico-religieux. P., 1952.

Методологические вопросы

Steinthal H. Allgemeine Einleitung in die Mythologie // AFRW. 1900. Vol. III. P. 249–273, 297–323; Farneil L.R. The Value and the Methods of Mythologie Study // Proceedings of the British Academy. 1919. Vol. IX. P. 37–51; Nilsson M.P. Moderne mythologische Forschung // Scientia. 1932. Vol. LI; Rose J.H. Mythology and Pseudo-Mythology // FRE. 1935. Vol. XLVI. P. 9–36.

Глава XIII. СТРУКТУРА СИМВОЛОВ

166. СИМВОЛИЧЕСКИЕ КАМНИ

Магико-религиозные феномены редко обходятся без той или иной формы символизма, чему материал предыдущих глав дает массу подтверждений. Это не отменяет, конечно, того факта, что каждый магико-религиозный предмет или каждое магико-религиозное событие представляют собой кратофанию, иерофанию или теофанию. Но часто мы встречаемся с промежуточными кратофаниями, иерофаниями или теофаниями, составляющими часть какой-либо магико-религиозной системы, каковая всегда есть система символическая, есть символизм. Всего один пример: мы видели, как некоторые камни стали священными либо потому, что они олицетворяют души умерших («предков»), либо потому, что через них проявляет себя священная сила или божество, либо потому, что вблизи от них произошло религиозное событие или торжественное заключение Завета. Но есть множество камней, которые приобретают магико-религиозный характер вследствие промежуточной иерофании или кратофании, другими словами, благодаря символизму, наделяющему их магической или религиозной значимостью.