Очерки сравнительного религиоведения

Ibid. P. 36.

Ibid. P. 20 и сл. См. также кн.: Lekmann R. Die polynesischen Tabusitten. Leipzig, 1930. S. 101 и сл.; Webster H. Taboo… Stanford, 1942. P. 261 и сл.

Van Gennep A. Tabou… P. 194.

Ibid. P. 195 и сл.

Westermarck E. Pagan Survivals in Mahommedan Civilization. L., 1933. P. 125.

Ibid. P. 126

Ibid. P. 126.

Ландгманн Г., цит. в: Söderblom N. The Living God. Oxford, 1933. P. 15.

Söderblom N. The Living God. Oxford, 1933. P. 13 и сл.

Codrington R.H. The Melanesiam. Oxford, 1891. P. 118.

Ср.: Van der Leeuw G. Religion in Essence and Manifestation. L., 1938. P. 25.

Codrington R.H. The Melanesians. P. 119 и сл.

Ibid. P. 120.

Анимизм (от лат. anima — душа) — одухотворение всей живой и неживой природы — считался элементарной и начальной формой религиозных верований в построениях эволюционной школы Э.-Б.Тайлора (1832–1917) (см. рус. перевод основного сочинения: Тайлор Э. Первобытная культура. М, 1939). Р.-Р.Маррет настаивал на том, что первоначально это одухотворение не имело индивидуализированного характера — не отдельные духи, а некая безличная сила одухотворяла природу в воображении первобытных людей (эту начальную стадию первобытных верований Маррет назвал аниматизмом — см.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М, 1978. С. 125–130). — Прим. В.П.

К тому же мана не является понятием общим для всех меланезийцев, поскольку оно неизвестно народам онтонг-ява (северо-восточная часть Соломоновых островов), вогао (Новая Гвинея) (Ian Hogbin Н. Mana // ОА. 1936. Vol. 6. P. 268 и сл.), вагавага, тубетубе и др. (Capell P. The word «mana» // ОА. 1938. Vol. 9. P. 92).

Schebesta P. Les Pÿgmées. P., 1940. P. 64.

Традиционное для сравнительного изучения религий стремление обнаружить универсальные формы и закономерности развития приводило нередко к игнорированию существенных различий в разных этнокультурных традициях: так, по принципу «безличности» сакральной силы объединялись понятия брахман (всеобъемлющая творческая сила в индийской традиции), хварэна (фарн) и империум (обозначение харизмы, силы и удачи, присущей сакральному правителю, царю, императору), древнескандинавское хамингья (воплощение индивидуальной удачи, судьбы). — Прим. В.П.