Очерки сравнительного религиоведения

Howitt A.W. The Native Tribes… P. 494 и сл., 528 и сл.

Ibid. P. 490.

Schmidt W. Der Unsprung… Vol. 3. S. 845, 868, 871.

Ibid. S. 656–717.

Тем не менее нельзя обобщенно считать их, как это делает профессор Р.Петтаццони, простой персонификацией небосвода. Первобытное мышление придает их личностям антропокосмическую структуру: например, племя вотьобалук называет Бунджиля «великим человеком», который некогда пребывал на Земле, а теперь живет на Небе (Howitt A.W. The Native Tribes… P. 489). Связанные с небом характеристики также практически отсутствуют у Мунганганы («Наш Отец»), который, несмотря на это, является одним из наиболее ранних верховных божеств австралийцев (ср.: Howitt A.W. The Native Tribes… P. 616 и сл.; Schmidt W. Der Ursprung… Vol. 3. S. 591 и сл.).

Тотемизм, (от «оджибве ототем» — «его род») — вера в родство людей, родов и племен с определенными природными объектами, чаще всего — животными, признается в последнее время не столько формой религии, сколько системой описания, способом первобытной социологической классификации (ср. Леви-Строс К. Первобытное мышление. С. 37 и сл.). «Божественные существа» вроде Байаме так или иначе представляются в мифах основателями этой системы (Берндт Р.-М., Берндт К.-Х. Мир первых австралийцев. М., 1981. С. 175 и сл.). — Прим. В.П.

Geden. Encyclopaedia of Religion and Ethics. Vol. 6. P. 289.

Risley. The People of India. L., 1915. P. 226 и сл.

Schebesta P. Les Pygmées. P., 1940. P. 161.

Ср.; Pettazzoni R. Dio. Vol. 1. P. 96.

О появлении растительности: Schmidt W. Der Ursprang… Vol.1. S. 161 и сл.; Vol. 3. S. 122 и сл.

Schebesta P. Les Pygmées. P. 163.

Ср.: Gusinde M. Das höchste Wesen bei den Selk’nam auf Feuerland. Vienna, 1928. S. 269–274.

Frazer J. The Worship of Nature. L., 1926. P. 99.

Travels in West Africa. L, 1897. P. 508.

Ellis A.B. Quoted by Frazer. P. 99.

Smith Т., Dale A.M. The Ila-speaking Peoples of Northern Rhodesia. L., 1920. Vol. 2. P. 198 и сл.