Очерки сравнительного религиоведения

Тотемизм, (от «оджибве ототем» — «его род») — вера в родство людей, родов и племен с определенными природными объектами, чаще всего — животными, признается в последнее время не столько формой религии, сколько системой описания, способом первобытной социологической классификации (ср. Леви-Строс К. Первобытное мышление. С. 37 и сл.). «Божественные существа» вроде Байаме так или иначе представляются в мифах основателями этой системы (Берндт Р.-М., Берндт К.-Х. Мир первых австралийцев. М., 1981. С. 175 и сл.). — Прим. В.П.

Geden. Encyclopaedia of Religion and Ethics. Vol. 6. P. 289.

Risley. The People of India. L., 1915. P. 226 и сл.

Schebesta P. Les Pygmées. P., 1940. P. 161.

Ср.; Pettazzoni R. Dio. Vol. 1. P. 96.

О появлении растительности: Schmidt W. Der Ursprang… Vol.1. S. 161 и сл.; Vol. 3. S. 122 и сл.

Schebesta P. Les Pygmées. P. 163.

Ср.: Gusinde M. Das höchste Wesen bei den Selk’nam auf Feuerland. Vienna, 1928. S. 269–274.

Frazer J. The Worship of Nature. L., 1926. P. 99.

Travels in West Africa. L, 1897. P. 508.

Ellis A.B. Quoted by Frazer. P. 99.

Smith Т., Dale A.M. The Ila-speaking Peoples of Northern Rhodesia. L., 1920. Vol. 2. P. 198 и сл.

Frazer J. The Worship… P. 288.

Spieth J. Die Religion der Eweer. Göttingen; Leipzig, 1911. S. 5 и сл.

The Masai. Oxford, 1905. P. 264 и сл.

Pettazzoni R. Dio. P. 287.

Петтаццони (Dio. P. 365) приводит список этих первобытных небесных божеств, характеризуемых отсутствием культа (или же его неразвитостью), — список, который, однако, должен быть модифицирован в свете материала, собранного и проанализированного Шмидтом в первых шести томах его «Ursprung der Gottesidee» (исследования пигмеев Шебестой, исследования селькнам Гузннде и Копперсом, исследования филиппинских негрито Вановербергом и др.). См. критическую библиографию в конце данной главы.

Skeat W.W., Blagden О. Pagan Races of the Malay Peninsula. L., 1906. Vol. 2. P. 239, 297, 737 и сл.

Schebesta P. Les Pygmées. P. 148.