Очерки сравнительного религиоведения
Шебеста был первым европейцем, получившим возможность лицезреть эту церемонию. Во время урагана семанги ранили себе ноги бамбуковыми ножами, проливали на землю несколько капель крови как жертвоприношение богине Маноид, остальную же разбрызгивали на четыре стороны света, крича: «Иди! Иди! Иди!» При этом они призывали Бога грома: «Та Педн! Я не упрям, я плачу за свои прегрешения! Прими мой долг, я плачу!» Или: «О! О! Услышь, услышь меня, обрати ко мне свое ухо, Та Педн. Я не обманываю тебя: я плачу по своим долгам. Я боюсь твоего грома!» (Schebesta P. Les Pygmées. P. 149; Schmidt W. Der Ursprung… Vol. 3. S. 178 и сл.; 190 и сл.). Это искупительное жертвоприношение кровью, которым семанги «платят» за свои грехи перед (небесным) Богом-Громовержцем, — единственная форма поклонения ему; кроме этих молитв, у них нет никаких других.
100
Frazer J. The Worship… P. 119 и сл.
101
Ibid. P. 135.
102
Ibid. P. 142 и сл.
103
Ibid. P. 149.
104
Ibid. P. 150 и сл.
105
Ibid. P. 168.
106
Frazer J. The Worahip… P. 185.
107
Ibid. P. 205 и сл.; ср. библиографию.
108
Pettazzoni R. Dio. P. 239.
109
Spieth J. Die Religion der Eweer. S. 46 и сл.
110
Le Roy A. The Religion of the Primitives. L., 1923. P. 123.
111
Trilles H. Les Pygmées de la forêt équatoriale. P., 1932. P. 74.
112
Trilles H. Les Pygmées… P. 77.
113
Pettazzoni R. Dio. P. 198.
114
Trilles H. Les Pygmées… P. 78, 79; L’Ame du Pygmée d’Afrique. Leipzig, 1933. P 109.