Очерки сравнительного религиоведения

Шебеста был первым европейцем, получившим возможность лицезреть эту церемонию. Во время урагана семанги ранили себе ноги бамбуковыми ножами, проливали на землю несколько капель крови как жертвоприношение богине Маноид, остальную же разбрызгивали на четыре стороны света, крича: «Иди! Иди! Иди!» При этом они призывали Бога грома: «Та Педн! Я не упрям, я плачу за свои прегрешения! Прими мой долг, я плачу!» Или: «О! О! Услышь, услышь меня, обрати ко мне свое ухо, Та Педн. Я не обманываю тебя: я плачу по своим долгам. Я боюсь твоего грома!» (Schebesta P. Les Pygmées. P. 149; Schmidt W. Der Ursprung… Vol. 3. S. 178 и сл.; 190 и сл.). Это искупительное жертвоприношение кровью, которым семанги «платят» за свои грехи перед (небесным) Богом-Громовержцем, — единственная форма поклонения ему; кроме этих молитв, у них нет никаких других.

100

Frazer J. The Worship… P. 119 и сл.

101

Ibid. P. 135.

102

Ibid. P. 142 и сл.

103

Ibid. P. 149.

104

Ibid. P. 150 и сл.

105

Ibid. P. 168.

106

Frazer J. The Worahip… P. 185.

107

Ibid. P. 205 и сл.; ср. библиографию.

108

Pettazzoni R. Dio. P. 239.

109

Spieth J. Die Religion der Eweer. S. 46 и сл.

110

Le Roy A. The Religion of the Primitives. L., 1923. P. 123.

111

Trilles H. Les Pygmées de la forêt équatoriale. P., 1932. P. 74.

112

Trilles H. Les Pygmées… P. 77.

113

Pettazzoni R. Dio. P. 198.

114

Trilles H. Les Pygmées… P. 78, 79; L’Ame du Pygmée d’Afrique. Leipzig, 1933. P 109.