Очерки сравнительного религиоведения

113

Pettazzoni R. Dio. P. 198.

114

Trilles H. Les Pygmées… P. 78, 79; L’Ame du Pygmée d’Afrique. Leipzig, 1933. P 109.

115

Фетишизм (от фр. «fétiche» — идол, талисман) — культ неодушевленных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами. Присущ всем традиционным верованиям и едва ли может считаться особой формой религии. — Прим. В.П.

116

Ср.: Pettazzoni R. Dio. P. 130 и сл.

117

Ibid. P. 155 и сл.

118

Шаманизм (от эвенк., «шаман», «саман» — возбужденный, исступленный человек) — архаическая форма культа, главная фигура которого — шаман — наделялся способностью в состоянии экстаза общаться с миром духов. В той или иной мере свойствен всем традиционным верованиям, как доминирующая форма культа был распространен у народов Сибири и индейцев Северной Америки. — Прим. В.П.

119

Codrington R.H. The Melanesians. P. 155 и сл.

120

Pettazzoni R. Dio. P. 210 и сл.; Frazer J. The Worship… P. 130 и сл.

121

Ср.: Numazawa F.К. Die Weltanfänge in der japanischen Mythologie. Lucerne, 1946. S. 301 и сл.

122

Тангароа в мифах маори — сын Небесного Бога Ранги и Богини Земли Папа, бог морской стихии, рыб и пресмыкающихся (см. рус. перевод мифа: Сказки и мифы Океании. М., 1970. С. 561). — Прим. В.П.

123

Миф о близнецах — культурных героях и демиургах — действительно повсеместно распространен в Меланезии в едва ли может считаться вторичным, вытеснившим исходные представления о Верховном существе; см. рус. перевод мифов: Сказки и мифы Океании. С. 97 и сл. и предисловие Е.М.Мелетинского. — Прим. В.П.

124

Schmidt W. Der Ursprung… Vol. 2. S. 390.

125

Harris R. Boanerges. Cambridge, 1913. P. 13 и сл.; Schmidt W. Der Ursprung… Vol. 2. S. 44 и сл.; 266 и сл.; 299 и сл.

126

Pettazzmi R. Dio. P. 290.