Очерки сравнительного религиоведения

129

Исходя из конкретного материала первобытных верований, Элиаде признает непрочность своей посылки об исходном почитании небесного божества: соответственно и «бесспорность» утверждения о замене веры в Верховное существо «другими концепциями» также не может быть безусловной. — Прим. В.П.

130

Цагн в мифах бушменов — тотемный первопредок и демиург. Танец в его честь связан с его деянием, совершенным в мифологические времена, когда Цагн превратил людей, убивших его сына, в обезьян-бабуинов. По завершении творения он превращается в кузнечика-богомола (см. анализ мифов и тексты в кн.: Котляр Е.С. Миф и сказка Африки. М., 1975). — Прим. В.П.

131

Frazer J. The Worship… P. 190.

132

Ibid. P. 212 и сл.

133

Ibid. P. 248 и сл.

134

См. выше (примеч. 129) о малой обоснованности такого хода религиозной истории у Элиаде. — Прим. В.П.

135

Schmidt W. Der Unsprung… Vol. 3. S. 106.

136

Скорее, можно усматривать формальное сходство обрядов инициации с позднейшими мистериями, чем собственно с учениями о спасении — сотериологии: и те и другие предполагали временную смерть посвящаемых и воскресение их для истинной жизни, но целью возрастной инициации было не достижение спасения или блаженства, а переход в группу взрослых полноправных членов племени. — Прим. В.П.

137

Приведенные наиболее архаичные мифы (австралийцев, бушменов и др.) свидетельствуют, скорее, об обратном ходе действия: культурный герой и патрон инициации поднимается на Небо по завершении Творения. — Прим. В.П.

138

Pettazzoni R. Dio. P. 174.

139

Двуполые божества в архаичных и древних религиях наделяются особой творческой потенцией — они сами могут производить потомство (см.: Токарев С.А. Двуполые существа // Мифы народов мира. Т. 1. С. 358, 359). Очевидно, это действительно шаг к формированию образа единого Бога-Творца (см. о материнских чертах в образе библейского Бога: Аверинцев С.С. ΕΦΣΠΛΑΓΧΝΙΑ // Историко-филологические исследования. М., 1974. С. 161–171). — Прим. В.П.

140

Не следует, однако, забывать, что для первобытного общества бисексуальность была признаком божественности: она представляла собой формулу (приблизительную, как большинство мифологических формул) тотальности, совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum — § 159).