Очерки сравнительного религиоведения
148
Gahs A. Kopf-, Schaedel- und Langknochenopfer bei Rentiervölkern // W.Schmidt-Festschrift. Vienna, 1928. P. 231 и сл.
Так, самодийцы-юраки приносят в жертву своему Богу Неба Нуму оленя на вершине высокой горы, тунгусы (эвенки) точно такую же жертву приносят духу Неба Буге и т.д. У коряков, чукчей и эскимосов древний культ Бога Неба слился с элементами тотемизма, анимизма и матриархата, которые, по мнению Гахса, являются вторичными (P. 261).
149
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen der altaischen Völker. Helsinki, 1939. S. 141 и сл.
150
Holmberg-Harva U. Die Religion der Tscheremissen // FFC. Porvoo, 1926. №61. S. 63.
151
Karjalainen K.F. Die Religion der Jugra-Völker // FFC. Porvoo; Helsinki, 1921. №44. Vol. 2. S. 250.
152
Кай Доннер пытается объяснить слово нум через согдийское нам — «закон» (ср. греч. nomos), термин, который мог быть занесен на Север народами Центральной Азии в период уйгурского владычества. Даже если бы этому нашлось доказательство (до сих пор не найденное, см. библиографию), подобный случай словообразования все равно мог бы рассматриваться лишь как заимствование слова для обозначения понятия, ибо идея Верховного бога исконно присуща всем религиям Арктики и Северной Азии.
153
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 144.
154
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 149.
155
Ibid. S. 154.
156
Karjalamen K.F Die Religion… Vol. 2. S. 250 и сл.
157
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstetlungen… S. 284.
158
Ср.: Karjalamen K.F. Die Religion… Vol. 2. S. 257.
159
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 154.
160
Ibid. S. 156 и сл.
161