Очерки сравнительного религиоведения
152
Кай Доннер пытается объяснить слово нум через согдийское нам — «закон» (ср. греч. nomos), термин, который мог быть занесен на Север народами Центральной Азии в период уйгурского владычества. Даже если бы этому нашлось доказательство (до сих пор не найденное, см. библиографию), подобный случай словообразования все равно мог бы рассматриваться лишь как заимствование слова для обозначения понятия, ибо идея Верховного бога исконно присуща всем религиям Арктики и Северной Азии.
153
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 144.
154
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 149.
155
Ibid. S. 154.
156
Karjalamen K.F Die Religion… Vol. 2. S. 250 и сл.
157
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstetlungen… S. 284.
158
Ср.: Karjalamen K.F. Die Religion… Vol. 2. S. 257.
159
Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 154.
160
Ibid. S. 156 и сл.
161
Ibid. S. 155 и сл.
162
Ibid. S. 152. — Прим. М.Э.
Миф о священном браке Неба и Земли ныне достаточно надежно реконструируется и у алтайских (Бог Ульгень и Мать-Земля Умай), и у уральских (Нуми-Торум и Богиня Калтащ-эква, «Земная мать») народов. См.: Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1991. С. 52 и сл. — Прим. В.П.
163
Ibid. S. 155; Karjalamen К.F. Die Religion… Vol. 2. S. 262.
164
Karjalamen К F. Die Religion… Vol. 2. S. 254.
165
Ср.: Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 144.