Очерки сравнительного религиоведения

157

Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstetlungen… S. 284.

158

Ср.: Karjalamen K.F. Die Religion… Vol. 2. S. 257.

159

Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 154.

160

Ibid. S. 156 и сл.

161

Ibid. S. 155 и сл.

162

Ibid. S. 152. — Прим. М.Э.

Миф о священном браке Неба и Земли ныне достаточно надежно реконструируется и у алтайских (Бог Ульгень и Мать-Земля Умай), и у уральских (Нуми-Торум и Богиня Калтащ-эква, «Земная мать») народов. См.: Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1991. С. 52 и сл. — Прим. В.П.

163

Ibid. S. 155; Karjalamen К.F. Die Religion… Vol. 2. S. 262.

164

Karjalamen К F. Die Religion… Vol. 2. S. 254.

165

Ср.: Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 144.

166

Ibid. S. 150.

167

Granet M. La Religion des Chinois. P., 1922. P. 57.

168

«Шицзин» — «Книга песен» — древнейшее собрание китайских поэтических текстов (XI-VI вв. до н.э.). См. рус. перевод: Шицзин. М, 1957. С. 389. — Прим. В.П.

169

Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 151.

170

О мотиве священного брака у урало-алтайских народов см. выше (примеч. 162). Функции громовержца в той или иной мере присущи небесным богам урало-алтайской традиции, прежде всего — тюркскому Ульгеню, эпитетами которого были «молниеносец», «громовержец». — Прим. В.П.

171

Ibid. S. 205 и сл.

172

Ср.: Numi tarem: Karjalainen K.F. Die Religion… Vol. 2. S. 255.