Очерки сравнительного религиоведения

Ibid. S. 155; Karjalamen К.F. Die Religion… Vol. 2. S. 262.

164

Karjalamen К F. Die Religion… Vol. 2. S. 254.

165

Ср.: Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 144.

166

Ibid. S. 150.

167

Granet M. La Religion des Chinois. P., 1922. P. 57.

168

«Шицзин» — «Книга песен» — древнейшее собрание китайских поэтических текстов (XI-VI вв. до н.э.). См. рус. перевод: Шицзин. М, 1957. С. 389. — Прим. В.П.

169

Holmberg-Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 151.

170

О мотиве священного брака у урало-алтайских народов см. выше (примеч. 162). Функции громовержца в той или иной мере присущи небесным богам урало-алтайской традиции, прежде всего — тюркскому Ульгеню, эпитетами которого были «молниеносец», «громовержец». — Прим. В.П.

171

Ibid. S. 205 и сл.

172

Ср.: Numi tarem: Karjalainen K.F. Die Religion… Vol. 2. S. 255.

173

Karjalainen K.F. Die Religion… S. 280.

174

Ibid. S. 273.

175

Хоммель сопоставляет шумерское dingir («Бог», «сияние»), с тюрко-монгольским тэнгри — «Небо», «Бог». П.А.Бартон считает, что Бог Неба Ану был еще в доисторическое время заимствован месопотамцами из Центральной Азии (Semitic and Hamitic Origins. Philadelphia, 1934. P. 245, 369). Действительно, еще в четвертом тысячелетии до н.э. обнаруживаются определенные контакты между палеовосточными культурами (Элам) и «каспийской» и алтайской культурой (т.е. пратюрками; см. в библиографии работы М.Эбера, Г.Хермеса, В.Амшлера, В.Кейперса, Э.Эрцфельда). Но остается неясным, насколько велик был вклад этих цивилизаций в месопотамские. С другой стороны, можно проследить и влияние восточной культуры на территории вплоть до северной России еще в третьем тысячелетии до н.э. (ср. работы Талльгрена). В любом случае очевидно, что у древних пратюрков был Бог Неба, что он предельно напоминает индоевропейского бога Неба и что, в общем, структура религиозной жизни индоевропейцев из всех ближневосточных или средиземноморских народов больше всего похожа на пратюркскую. — Прим. М.Э.

Урало-алтайцы были соседями индоевропейцев в Евразии — взаимодействие их религиозно-мифологических систем может относиться к эпохе расселения (и разделения) индоиранцев во 2-м тыс. до н.э. (см.: Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М., 1983). Постоянным фактором, воздействующим на развитие религиозных представлений урало-алтайских народов, оставалось иранское влияние (см.: Топоров В. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии (1–2) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1981. С. 146–162). — Прим. В.П.

176

Jastrow M. Die Religion Babyloniens zu Assyriens. Giessen, 1902. Vol. 1. S. 84.