Очерки сравнительного религиоведения

177

Furlani G. La Religione Babilonese-Assira. Bologna, 1928. Vol. 1. P. 110.

178

Ibid. P. 115.

179

Epic of Gilgamesh. XII, 155.

180

Dhorme E. Les Religions de Babylonie et d’Assyrie // MA. P., 1945. P. 67.

181

См.: Labat. Le Caractere religieux de la royaute assyrobabylonienne. P., 1939, особенно P. 30 и сл.

182

Законы Хаммурапи. 42, 413.

183

Ср.: Dhorme E. Les Religions de Babybnie… P. 46–47.

184

Ibid. P. 68.

185

Верховным божеством в реконструируемой мифологической системе индоевропейцев было воплощение дневного сияющего неба — *deiuo (см.: Иванов В.В., Топоров В.И. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. С. 528). — Прим. В.П.

186

Как, например, А.Неринг в «Studien zur indogermanischen Kultur- und Urheimat» // WBKL. Vol. 4. S. 195 и сл.

187

Hillebrandt A. Vedische Mythologie. Breslau, 1929. Vol. 3. S. 392.

188

RV. I, 160.

189

AV. I, 32, 4.

190

Интересно, что в Satapatha-Brahmana, самой пространной из брахман — священного толкования Вед, Дьяус — Небо считается вторичным божеством, по сравнению с воплощением Земли — Притхиви. — Прим. В.П.

191

RV. VIII, 41, 3.

192

RV. VII, 86, 1.

193