Очерки сравнительного религиоведения
210
RV. I, 24, 15.
211
RV. I, 24, 15.
212
С. 144.
213
Dumezil G. Ouranos-Varuna. P. 49.
214
Ср.: Bergaigne A. La Religion vedique d’apres les hymnes du Rig Veda. P., 1878–1883. Vol. 3. P. 114; Levi S. La Doctrine du sacrifice dans les Brahmanas. P., 1898. P. 153 и сл.; Hopkins S. Epic Mythology. Strasbourg, 1920. P. 116 и сл.
215
См.: Dumezil G. Ouranos-Varuna. P., 1934. P. 21. n. 1; ср.: Eliade M. Le «Dieu leur» et le symbolisme des nöuds // RHR. 1947–1948. Vol. 134. P. 5–36.
216
Ср.: Class A. Die Religion des Semnonenstammes // WBKL. Vol. 4. S. 625 и сл.
217
Der arische Weltkönig und Heiland. Halle, 1923. S. 120 и сл.
218
Dumezil G. Ouranos-Varuna. P. 53 и сл.
219
Ibid. P. 42 и сл.
220
RV. VI, 68, 3.
221
RV. VII, 82, 2; Bergaigne A. La Religion vedique… Vol. 3. P. 140; Dumezil G. Ouranos-Varuna. P. 40.
222
Варуна, как и другие божества, оказывающиеся центральными фигурами тех или иных ведийских гимнов и (соответственно) ритуалов, сосредоточивает функции Верховного божества, гарантирующего стабильность Космоса. Поэтому наряду с функциями божества водной стихии он наделяется и функциями Небесного Бога, но, как показал Ф.-Б.-Я.Кейпер (Труды по ведийской мифологии. М., 1986. С. 159, 160), — Бога ночного, перевернутого Неба, поддерживающего перевернутое Мировое древо // РВ I, 24 (рус. перевод — Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989. С. 28, комментарий Т.Я.Елизаренковой. С. 557). — Прим. В.П.
223
I, 31.