История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 2. Магизм и единобожие

Несколько лет продолжалось соперничество между сторонниками Давида и Иевосфея. В этой борьбе Давид старался проявить максимум справедливости, и для своего времени он отличался несомненным великодушием. После того как Иевосфей пал жертвой заговора, Давид взял под свою защиту прямого наследника — сына Ионафана — в память погибшего друга.

Давиду исполнилось тридцать лет. На его пути никто не стоял. Народное собрание в Хевроне провозгласило его царем над всеми коленами.

«Вот мы — кости твои — и плоть твоя, — говорили старейшины. — Еще недавно, когда Саул царствовал над нами, ты был вождем Израиля. И тебе сказал Ягве: ты будешь пасти народ Мой» [540].

Оставшиеся в живых потомки Саула были окончательно отстранены. Мелхола — первая жена Давида, дочь Саула — была еще при жизни Иевосфея возвращена Давиду, и это как бы закрепило его наследственные права. Итак, воин-певец, беглец и вассал филистимлян превратился в израильского царя. Это произошло около 1000 г.

Давид, несомненно, видел во всех превратностях своей судьбы водительство Бога Израилева, Который избрал его для спасения народа. Хотя вера Давида и носила на себе печать того варварского времени, она была искренней и пламенной, являя пример личного живого отношения к Богу.

Если мы хотим составить верное представление о вере и характере Давида, то должны обратиться к одному псалму, который, несомненно, ему принадлежит. Это великолепное, полное ярких монументальных образов славословие, дышащее ароматом поэзии Востока, приоткрывает завесу времени и вводит во внутренний мир переживаний Давида [541]:

Возлюблю Тебя, о Ягве, оплот мой! Ягве, скала моя, крепость моя, мой избавитель. Бог мой — скала убежища моего, Щит мой, рог спасения моего, крепость моя. Прославляемого Ягве я призову И спасусь от врагов моих. Муки смертные объяли меня, Гибельный потоп устрашил меня, Цепи преисподней опутали меня, И сети смерти окружили меня, В томлении моем воззвал я к Ягве, Взмолился я к Богу моему, Из чертога своего Он услышал голос мой, И мой вопль дошел до слуха Его. Загудела и содрогнулась земля, Задрожали основания гор И тряслись от гнева Его. Дым поднялся от ноздрей Его, И пылающий огонь от уст Его, Раскаленные уголья рассыпались от Него. И склонил Он небеса, и сошел Он вниз Во мгле, окружающей ноги Его. Он встал на херувима и полетел, Понесся на крыльях ветра. И Он сделал мрак одеянием своим, Темные тучи покровом своим. От вспышек пламени Его бегут облака, Падает град и уголья… Простирает Он руку с высоты и берет меня, Извлекает из вод великих, Избавляет меня от могучего врага, От ненавидящих меня, когда они усилились…

В этом псалме весь Давид: восторженный, горячий, беззаветно верящий в помощь и покровительство Бога Израилева. Он зовет Его в тяжкий час, и Бог отцов слышит его. Он покидает свои неприступные вершины и в урагане мчится защитить от врагов своего избранника. Ягве, преломившийся через призму души Давида, — это Бог-воитель, грозный микеланджеловский Саваоф, парящий среди молний над ревущей стихией. Но внезапно в космические раскаты псалма вторгаются иные звуки:

Ягве воздал мне по правде моей, По чистоте рук моих наградил меня, Ибо я держался пути Ягве И не был нечестивым перед Богом моим, Ибо — предо мною все заповеди Его, И от заветов Его не отступал я, И я был непорочен пред лицом Его, И остерегался я впасть во грех… Угнетенных людей Ты спасаешь И одним взглядом поражаешь надменных [542].

Это знаменательные слова! Бог Давида, Властитель первобытного человечества, Ягве-Воитель, Который с грохотом проносится в облаках на херувиме, повелевает людям быть чистыми, милосердными, непорочными… Великое, священное мгновение! В древнем псалме мы становимся свидетелями совершающегося чуда. Сквозь покровы наивной, грубой веры пробиваются первые лучи Истины. Свет борется с предрассветным мраком, и борьба их совершается в душе человека. В этой борьбе разгадка личности Давида.

* * *

Пока шло соперничество между Иудеей и сторонниками Сауловой династии, филистимляне не вмешивались в эту распрю, т. к. она была им выгодна. Но едва только стало известно, что Давид воцарился в Хевроне, как они немедленно двинули свое войско против недавнего вассала. Объединение страны-данницы не входило в их планы.

Но дружина Давида уже имела большой боевой опыт. Когда неприятель вышел на равнину Рефаимскую, воины Давида сумели напасть на них с тыла и нанести тяжелое поражение. До самого Газера преследовали израильтяне филистимлян. Эта победа положила конец зависимости Израиля. Впоследствии несколько кампаний Давида на западе полностью обессилили филистимлян и принудили их заключить мир.