История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 6. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя
Учителя с его сторонниками отправили в ссылку, но и там не оставляли в покое. К нему подсылали убийц, а в День Очищения центр общины подвергся нападению «нечестивого священника», который «пришел поглотить их, чтобы помешать им в день субботы их покоя» [34].
Кажется странным, как мог первосвященник настолько пренебречь Законом, чтобы в самый Судный День гоняться за сектантами. Но кумранские тексты и апокрифы разрешают эту загадку. Оказывается, порвав с храмовым богослужением, ессеи сохранили старый календарь, который был при Антиохе Эпифане заменен другим. Поэтому их праздник не был священным днем для остальных иудеев [35].
По-видимому, именно в эти годы скитаний и притеснений Учитель написал гимны, напоминающие скорбные сетования Иеремии:
Глумители скрежетали зубами, И я был осмеян грешниками, И против меня свирепствовало сборище нечестивых, И они шумели, как шторм морской. Злобствующие ищут души моей За то, что я предан Завету Твоему, А они сборище суеты и община Велиала. Ибо они изгнали меня из моей страны, Как птицу из ее гнезда, И все мои близкие и родные далеко от меня И они еще прибавили к моим бедствиям: Заключили меня в темницу, И я ел хлеб со слезами, И питие мое было в слезах бесконечных. Я был связан прочными веревками и цепями, Которые невозможно было разбить, И крепкая стена держала меня взаперти [36].
Не меньше, чем от царя, пришлось вытерпеть Наставнику от иных из собратий. Среди них появился некий «человек лжи», который произвел настоящий раскол в общине. Хотел ли он пойти на компромисс с двором или просто домогался главенства — мы не знаем. Во всяком случае, часть эссенов примкнула к нему и поселилась отдельно [37]. В «Гимнах» мы читаем:
Люди моей общины возмутились против меня И растоптали тайну, которую Ты открыл мне. Они оклеветали меня перед сынами нечестия [38].
Слова эти — весьма красноречивое свидетельство о настроениях в среде «избранников». Однако полоса невзгод окончилась для Учителя благополучно:
Нечестивцы народов ринулись на меня Вместе со всеми мучителями своими. И терзали душу мою. Но Ты, Боже мой, Ты превратил бурю в легкий ветер, Ты освободил душу бедного… Ты вложил ответ в мои уста, И Ты поддержал жизнь мою, дав силу чреслам… Ты утвердил стопы мои в доме нечестия, — И я стал западней для грешников… И они были рассеяны, так что и остаток не сохранился. Люди, которые воевали со мной и искали со мной раздора, Они дым, гонимый ветром [39].
Очевидно, здесь можно видеть намек на судьбу Ионатана и Симона, которые погибли насильственной смертью. Комментарии говорят о возмездии, постигшем «нечестивого священника» за его вражду к Учителю [40]. Сам же он, должно быть, пережил врагов.
Первые следы поселения на берегу Мертвого моря относятся к сороковым — тридцатым годам II века до н. э. [41]. Это означает, что Учителю удалось получить во владение участок земли в Кумране. При дворе могли решить, что удаление сектантов в пустыню — самый лучший способ прекратить распрю. Для Наставника же не было места, более соответствовавшего его планам. Он призвал всех «верных Закону» выйти, подобно Аврааму, из среды грешников, чтобы готовить себя к последним дням.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава девятнадцатая
ОТДЕЛИВШИЕСЯ
1. Алким умер ок. 160 г., разбитый параличом. Незадолго до смерти он предпринял перестройки в Храме, которые вызвали общее негодование.(1 Макк 9, 54-57). См.: Е. Shurer. Тhе Нistory of the Jewish people…, Еdinburgh, 1973, v. 1, р. 175.