История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 6. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя

Людям гибельно удаляться от Него и отдавать свои сердца пустым призракам. Поэтому речь Сивиллы — это крик предостережения:

В гордыне безумной вы шли, оставив прямую дорогу, Сбились с пути, пробираясь с трудом чрез преграды. Остановитесь, тщеславные смертные, перестаньте блуждать в темноте, В сумраке ночи беззвездной [20].

Поэт убежден, что вначале все люди имели истинное понятие о Боге, что политеизм есть упадок, измена, отступничество. Это вполне библейская точка зрения, которая в дальнейшем будет развита апостолом Павлом.

Сивилла зовет мир вернуться к истокам и как бы начать все сначала:

Оставь же, злополучная Эллада, гордыню свою, Моли великое сердце Предвечного и попекись о себе [21].

Говоря так, автор книги должен был предвидеть вопросы: что значит «обратиться к Богу»? Где найти Его? Как познать Его волю? И, отвечая на них, Сивилла устремляет свой взор к иерусалимской Общине, которая в то время переживала пору возрождения. Издалека она казалась людям диаспоры идеалом, чуть ли не Царствием Божиим на земле. Изображая ветхозаветную Церковь, проповедник хочет показать, какой должна быть жизнь по закону Сущего. Перед нами библейский вариант утопии Ямбула.

Город стоит на земле Халдейского Ура, Откуда вышел род самых праведных людей, Тех, что вручили себя разуменью и добрым делам. Ибо ищут они не круговращенья луны или солнца, И не чудовищ в глубинах земли, И не глубин мерцающих вод Океана, И не знаков зловещих, и не авгуровых птиц. Ибо всего этого день и ночь ищут глупцы… Учат те люди праведности и добру, А не сребролюбию, несущему всем Тысячи бедствий, войну и страшный голод. В городе их и стране царит справедливость. Не грабят там люди друг друга. Богач не теснит неимущего брата. Тем исполняя заповедь Всемогущего Бога, Закон неизменный: Небо создало землю для всех [22].

Идеализированный Иерусалим провозглашается символом надежды. Сивилла восклицает:

Падем же все ниц и будем молить Вечного Царя, всемогущего бессмертного Бога! Отправимся в храм Его, ибо Он — единственный Правитель! Будем размышлять над законом вышнего Бога, Самым справедливым на земле. Ведь мы сошли с тропы прямой, указанной Господом, И своими безумными сердцами Поклонялись рукотворным истуканам и статуям мертвецов [23].

Хотя слог книги Сивиллы далек от изящества, она не могла не производить сильного впечатления. Язычники находили в ней объяснение бедственному состоянию мира и одновременно указание пути к спасению.

Наряду с иудейской Сивиллой появились и другие подобные сочинения, предназначенные для греков. В них миссионеры, выступая под масками античных писателей, боролись против многобожия и давали наставления в духе Библии. Таковы отрывки, якобы принадлежащие Фокилиду, поэту VI века до н. э., которые на самом деле вышли из-под пера иудея или грека-прозелита [24]. Как и Сивилла, он вскользь упоминает богов Уранидов, но заветное свое кредо выражает весьма определенно:

Мудростью, силой, богатством ничем ты не должен гордиться, Бог лишь единый и мудр, и могуч, и блажен.

Еще один иудейский поэт, прославляя Творца, писал под псевдонимом великого Софокла:

Един воистину, един Господь, Создавший небо и ширь земную, Пенные волны морей и мощные потоки. Мы же, смертные, сердцем обманутые, Делаем себе утешенье в страданьях и нужде Медные и каменные изваяния богов [25].