Русская Православная Церковь и экуменического движение

5. Со всеми этими событиями и ситуациями связано то, что в последние столетия Церкви все больше осознают, что в основе всяких видов свободы лежит христианская свобода. Политические и социальные философии XVII века и последующего времени точно так же ставили особый акцент на свободе во всех ее формах, в том числе на религиозной свободе.

Церкви во всем мире столкнулись с необходимостью осуществлять свою миссию в новой ситуации. Многие Церкви во многих регионах беспокоит та или иная форма «прозелитизма».

В то же время возникновение организованного экуменического движения вновь заострило внимание на борьбе за религиозную свободу и дало новый стимул требованиям единства и братства. Наше совместное членство во Всемирном Совете Церквей дает нам побудительный мотив и действенное средство для установления между нами новых отношений.

III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Каждой христианской Церкви не только позволено, но от нее требуется свободно и открыто нести свое свидетельство в мире, стремясь привести людей в общение с Богом, явленным во Иисусе Христе. Свидетельство принадлежит церковному служению любви, служению человечеству.

2. Заповедь нести свидетельство об истине Христовой и приводить к этой истине других действует не только по отно шению к нехристианам, но и к тем, кто не имеет живой связи ни с одной христианской Церковью. Церкви должны радоваться, когда свежие влияния укрепляют веру вверенных их пастырскому попечению, даже когда эти влияния идут из‑за пределов их структуры. Такое укрепление веры, внесенное в жизнь данной Церкви, должно способствовать единству, а также обновлению жизни этой Церкви.

3. Если ошибки или злоупотребления в какой‑либо Церкви имеют своим результатом искажение главных евангельских истин или оттеснение их на задний план, что ставит под угрозу спасение человека, другие Церкви могут счесть себя обязанными прийти на помощь достоверным свидетельством об утраченной ею истине. Свободу поступить так необходимо сохранить. Но, прежде, чем решиться наводить порядок в другой Церкви, они должны смиренно спросить себя: может быть, в существующей Церкви еще есть такие признаки присутствия Святого Духа, которые дают основание искать откровенного братского общения и сотрудничества с нею?

4. Торонтская декларация Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей 1950 года излагает наше сегодняшнее понимание того, как Церкви–члены должны относиться друг другу:

а) ни одна Церковь в силу своего членства во Всемирном Совете (см. Торонтская декларация, III, 3, 4 и 5) не обязана замалчивать, сокращать или изменять свое исповедание истины в его полноте, которым она стоит в своем бытии и служении как Церковь, ибо этим она калечит себя. Не в интересах Всемирного Совета иметь в качестве членов искалеченные Церкви. Наоборот, его цель — быть Советом цельных, реальных и подлинных Церквей. Это означает, что каждая Церковь–член должна нести в Совет свое неусеченное свидетельство об истине открыто и радостно и здесь дать ему полное выражение, не утаивая ничего;

б) членство во Всемирном Совете не подразумевает, что каждая Церковь должна рассматривать другие Церкви–члены как Церкви в истинном и полном смысле этого слова (IV, 4). Это означает, что Церковь, которая в свете своего исповедания должна считать определенные учения другой Церкви–члена ошибкой или ересью, не должна выходить из Совета или оставлять при себе свое мнение в силу общего членства Церквей во Всемирном Совета, но может и безусловно должна продолжать в будущем сохранять и выражать свое мнение во всей полноте. Чем откровеннее Церковь высказывает свое мнение в Совете или в экуменическом содружестве, тем меньше будет необходимость высказывать их околичным или нежелательным образом;

в) именно в экуменическом содружестве этот обмен должен проходить наиболее полно и без умаления трудности и серьезности проблем (ср. IV, 7 и 8). Можно заметить, что Церкви наиболее склонны к прозелитизму или, с другой стороны, к обвинениям в прозелитизме, когда психологическая и духовная атмосфера такова, что Церкви либо воздерживаются от открытого исповедания истины в своих сношениях друг с другом, либо им мешают делать это;

г) членство во Всемирном Совете налагает на Церкви моральное обязательство соблюдать определенный подход в этой дискуссии. Этому членству не соответствует положение, при котором одна Церковь–член полностью отрицает статус другой Церкви–члена как Церкви или рассматривает ее как абсолютно еретическую или настолько безнадежно впавшую в заблуждение, что ее членам можно помочь, только уведя их из нее. На основе общего исповедания Иисуса Христа Богом и Спасителем и Единым Главой Церкви Церкви–члены вместе видят друг у друга «признаки надежды» (ср. IV, 1 и 5).

5. Свидетельство в экуменическом сообществе происходит различными путями, в том числе следующими:

а) неофициальные дискуссии и личные контакты между людьми в поисках истины;