Русская Православная Церковь и экуменического движение
5) мы осуждаем всякое церковное действие, когда для влияния на церковную принадлежность человека предлагаются материальные или социальные преимущества или когда во времена отчаяния или трудностей на людей оказывают чрезмерное давление;
6) в то время как Церквам надлежит ясно высказывать свою позицию в отношении браков между людьми, принадлежащими к различным сообществам, следует уважать сознательное решение партнеров по браку в отношении их будущей церковной принадлежности;
7) перед принятием ребенка в Церковь, к которой не принадлежат родители или опекун, необходимо по–пастырски подумать о единстве семьи, и, когда перемена принадлежности противоречит желанию тех, кто несет ответственность за воспитание ребенка, его не следует принимать в другую Церковь без исключительно весомой причины;
8) необходимо проявлять надлежащую пастырскую заботу перед принятием кого‑либо в Церковь, если он, как член другой Церкви, уже подчиняется ее дисциплине или если причины его желания быть принятым в другую Церковь носят мирской или недостойный характер;
9) когда член одной Церкви желает быть принятым в другую Церковь, необходима прямая консультация между заинтересованными церквами, но если на то есть сознательные мотивы и весомые причины, не следует чинить препятствий на пути такой перемены членства до или после вступления;
10) хотя могут быть ситуации, когда уже присутствующая в данном районе Церковь представляется настолько неадекватной в своем свидетельстве о Христе, что требуется более достоверное свидетельство и проповедь Евангелия ее членам, первой попыткой других Церквей должна быть терпеливая помощь Церкви в ее обновлении и укреплении ее свидетельства и служения;
11) мы должны помогать Церквам в областях, где они уже действуют, предлагая братских сотрудников и обмен персоналом, а также делясь с ними своими знаниями, умениями и ресурсами, а не устанавливая конкурентную другой Церкви миссию.
В наших отношениях во Всемирном Совете Церквей все Церкви–члены призваны проявлять воздержанность в религиозной свободе, чтобы избегать причинения обиды, и в самой полной мере уважать убеждения других Церквей. Поэтому мы призываем Церкви–члены осудить прозелитизм, как он определен в этом докладе.
Мы считаем, что следует просить Церкви–члены уделить глубокое и молитвенное внимание вопросам, рассматриваемым в этом докладе, чтобы в их отношениях друг с другом они не забывали об обязанностях, налагаемых экуменическим сообществом.
ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей. Нью–Дели, 1961
Этот текст был представлен как вклад в работу секции Ассамблеи, занимающейся вопросом о единстве Церкви.
Представители Православной Церкви в секции о единстве приветствуют доклад комиссии «Вера и устройство», принятый в Сент–Эндрюсе в Шотландии в августе 1960 года, как важный и стимулирующий экуменический документ. Экуменическое движение, теперь воплощенное в ВСЦ, началось по протестантской инициативе, но не предназначалось с самого начала быть протестантским делом и не должно рассматриваться как таковое. Это надо особо подчеркивать сейчас, когда почти все Церкви Православной общины вступили в члены ВСЦ. В этом положении православные представители чувствуют себя обязанными подчеркнуть основное различие между подходом к экуменической проблеме и тем, что подразумевается в документе Сент–Эндрюса.
Экуменическая проблема, как она понимается в современном экуменическом движении, — это прежде всего проблема протестантского мира. Основной вопрос в этом ракурсе — это вопрос о «деноминационализме». Поэтому проблема христианского единства или христианского воссоединения обычно рассматривается в контексте межденоминационного согласия или примирения. В протестантском мире такой подход нормален. Но для православных он не подходит. Для православных основная экуменическая проблема заключается в схизме. Православные не могут принять идею «равенства деноминаций» и не могут рассматривать христианское воссоединение просто как межденоминационное урегулирование. Единство было нарушено и должно быть восстановлено. Православная Церковь не конфессия, не одна из многих и не одна среди многих конфессий. Для православных Православная Церковь — это именно Церковь. Православная Церковь отождествляет свою внутреннюю структуру и свое учение с апостольским провозглашением Евангелия (керигма) и с традицией Древней неразделенной Церкви. Она находится в ненарушенном и постоянном преемстве таинственного служения, таинственной жизни и веры. Для православных апостольское преемство епископата и таинство священнослужения существенно важны и учредительны и поэтому являются обязательными элементами самого существования Церкви. Православная Церковь по ее внутреннему убеждению и знанию имеет особое и исключительное место в разделенном христианском мире, как носитель и свидетель традиции Древней неразделенной Церкви, из которой происходят все существующие деноминации путем упрощения и отделения. С православной точки зрения настоящее экуменическое усилие можно характеризовать как «экуменизм в пространстве», нацеленный на соглашение между разными деноминациями, существующими сейчас. С православной точки зрения это усилие неполное и недостаточное. Можно найти общие основания в существующих деноминациях в прошлом, в общей их истории, в общей древней и апостольской традиции, из которой они произошли и надо их искать. Этот вид экуменического усилия можно назвать «экуменизмом во времени». В самом докладе «Веры и устройства» упоминается о «согласии в вере всех веков» как нормативной предпосылке единства. Православные богословы предлагают взять этот новый метод экуменического исследования и этот новый критерий экуменической оценки за основу в надежде, что единство может быть восстановлено деноминациями их возвращением к общему прошлому. На этом пути разные деноминации могут сойтись на единстве общей традиции. Православная Церковь хочет участвовать в общей работе, как хранительница апостольской веры и Предания. Не предполагается статичного восстановления старых форм, но скорее динамичное восстановление вечной сути, которая только и может обеспечить истинное согласие «всех веков». Не должно быть и жесткой униформы, так как вера в своей мистической сущности неизмерима в формулах человеческого разума и может быть точно выражена по–разному. Цель экуменического усилия, по православному разумению, заключается в восстановлении христианского ума, Апостольского Предания, полноты христианского видения и веры в согласии со всеми веками.
ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ К III ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ. Нью–Дели, 1961