Русская Православная Церковь и экуменического движение

20. е) Всемирный Совет Церквей, как институт ответственный, не заменяющий Церкви, но действующий от их имени и вместо них ради человека, живущего сегодня, не должен забывать основной истины, что этот человек, помимо естественного проявления интереса к наиболее жизненным современным социально–политическим проблемам, считает важнейшим для себя решить вопрос о смысле своего бытия на земле как живого лица, как нравственной личности и как существа, переходящего пределы настоящей жизни и попадающего в конце концов в «последняя» (эсхатон). Это означает, что Всемирный Совет Церквей должен точно знать человека в его действительном тройственном измерении: онтологическом, нравственно–христианском и харизматическом;

21. ж) Всемирный Совет Церквей должен настоятельно изучать оправданные или еще не оправданные противодействия современного человека по отношению к тому, что дают ему эти Церкви, и взвешивать те моменты, по которым с его стороны возникают отрицательные отношения к Церквам и к их богословию, чтобы найти наиболее подходящие способы выражения христианского учения, дабы его слово не было словом маловажного мирского движения, как и многих других, или голосом, исполненным бюрократизма, а словом, насыщенным пророческим содержанием, словом Христа;

22. з) Всемирный Совет Церквей, как орган Церквей, не только беседующих о богословии, но и соприкасающихся в любви и взаимности друг ко другу и, таким образом, путем взаимопомощи и взаимной поддержки несущих свидетельство и служение людям и миру, должен все больше и больше направлять свои усилия для положительной встречи многообразно страждущего человека, чтобы посредством видимого и невидимого, словом и делом, решением и действием возвещать Христа и только Христа, чтобы не вводить чуждые задачам Совета стремления, которые будут удалять его от принципиальных, чисто церковных и религиозных задач.

23. Вселенский Патриархат, высказывая эти соображения о будущем Всемирного Совета Церквей, уверен, что он не только идет путем ответственности и последовательности в своих к нему отношениях, как, впрочем, и всегда это делает, но и помогает в работе Совета, с любовью и смирением содействуя этому служению и желанию Церквей лучше совершать общее дело соединения всех.

24. Вселенский Патриархат желает Всемирному Совету Церквей и впредь продолжительной и благословенной деятельности, подлинного и истинного его свидетельства и служения мятущемуся человеку, теплого и искреннего его вклада Церквам, богоблагодатных его усилий, предпринимаемых ради всеобщего единства. И близок тот день, когда Господь осуществит желание Церквей и их паствы, чтобы была «одна паства и один пастырь» (Ин. 10, 14) в одной и нераздельной Господней Церкви, «которая есть тело Его, полнота все во всем наполняющего» (Еф. 1, 23).

В Патриархии, 16 августа 1973 года

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННЫЙ ЭКУМЕНИЗМ. Доклад Святейшего Патриарха ПИМЕНА в университете г. Йоэнсу. Финляндия, 6 мая 1974 года[85]

Досточтимое собрание, во вступлении к моему настоящему докладу считаю приятным долгом поблагодарить за приглашение и одновременно предупредить моих слушателей о характере и цели доклада, как я его понимаю.

У меня нет намерения выступить перед вами с академической лекцией на данную тему. К данной теме — о «Православном взгляде на современный экуменизм» — я подхожу с пастырской точки зрения.

Исходя из такого характера и понимания конечной цели моей настоящей беседы с вами, я совершенно сознательно избегаю каких‑либо ссылок на мнения других, избегаю полноты исторического и тематического охвата и анализа экуменических материалов, относящихся к теме, не привожу цитат из богословской литературы и экуменической документации. Я не считаю, что моей задачей является представить вам, что православные богословы, православные экуменисты и ответственные руководители Православных Церквей думают о современном экуменизме и как они его понимают, или что думают об отношении православных к экуменизму экуменические деятели и богословы других, неправославных Церквей. Конечно, все эти вопросы и мнения нас весьма интересуют и мы их тщательно изучаем и анализируем, чтобы правильно понимать все происходящее вокруг нас в этой области. Однако я убежден, что и в ваших Церквах эти же вопросы изучаются с не меньшей полнотой и тщательностью и наши богословы и экуменисты могли бы обменяться опытом такого изучения в будущем или прочесть лекции на эту тему при удобном случае. Я же хочу представить вам здесь то, что я думаю на данную тему, как я ее понимаю с точки зрения моих пастырских интересов и моего понимания пастырского долга в этой области.

И еще одно небольшое примечание к формулировке данной темы. Здесь стоит: «Православный взгляд на современный экуменизм». Я отнюдь не считаю себя вправе говорить от имени всех православных и представить вам единый православный взгляд на экуменизм. Такого единого, всеправославного взгляда не только нет между всеми Православными Церквами, но нет единого взгляда и единого отношения и внутри каждой отдельной Поместной Православной Церкви, как нет такого единства отношений и взглядов на этот вопрос и внутри других, неправославных Церквей.

А кроме того, никто в Православии не имеет права говорить или оценивать что‑либо или выступать от имени всех православных, от имени всех Православных Церквей. Лишь только Вселенский Собор может говорить от имени всей Православной Полноты при условии его рецепции Поместными Православными Церквами. Отчасти это относится и к Всеправославным совещаниям в области практических вопросов. Лишь вопросы вероучения и основ канонического устройства, как они приняты, зафиксированы и исповедуются всеми Поместными Православными Церквами, могут быть изложены и представлены любым православным независимо от того, какой Поместной Православной Церкви он принадлежит, и независимо от его положения и служения внутри данной Церкви. Ибо в этом отношении есть только одна — Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Во всех остальных вопросах все Поместные Православные Церкви автокефальны. К этой сфере их самостоятельности и их автокефальных прав относится и вопрос о их взгляде на современный экуменизм при условии, что это не наносит ущерба чистоте и целостности их православного догматического учения и их благодатно–сакраментального единства. Таким образом, я хочу представить вам по данному вопросу мои взгляды. Надеюсь, однако, что изложенные здесь взгляды большинством православных будут найдены отвечающими их собственным взглядам. И это будет радостным для меня, ибо нет ничего для каждого православного желаннее, чем всеправославное единство взглядов, отношений и действий по любому вопросу современности. И наш вклад в экуменическое движение, в деятельность Всемирного Совета Церквей и в прогресс всехристианского единства и сближения нам очень хотелось бы видеть как единый вклад всей Православной Полноты, как свидетельство нашего всеправославного единства. Этим замечанием и пожеланием я оканчиваю мою вводную часть и перехожу к самой теме моей нынешней беседы с вами.

I. ПУТЬ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ВО ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ

Чтобы правильно понять наш взгляд на современный экуменизм, необходимо, хотя бы очень кратко, коснуться нашего пути в экуменизм и во Всемирный Совет Церквей.