Русская Православная Церковь и экуменического движение

В связи с вопросом «Понятие единства и образцы единения» я хотел бы затронуть очень обширную тему так называемых переговоров Церквей о единении и двусторонних богословских диалогов отдельных Церквей и исповеданий между собою.

Конечно, эти переговоры Церквей о единении в основном ведутся между Церквами, вышедшими из Реформации и потому конфессионально близкими между собою. И даже здесь, несмотря на эту близость, обнаруживаются все новые и новые трудности. Оказывается, некоторые вопросы требуют более широкого, общехристианского соглашения. Более успешными являются двусторонние богословские диалоги между отдельными Церквами и отдельными исповеданиями. В настоящее время нет, пожалуй, ни одной Церкви, которая бы не была так или иначе вовлечена в подобные богословские собеседования с другими Церквами и исповеданиями.

Я рад здесь засвидетельствовать, что мы очень ценим и очень довольны результатами нашего богословского диалога с нашими братьями–лютеранами. Как вам известно, такой диалог мы ведем с богословами Евангелической Церкви в Федеративной Республике Германии и с богословами Евангелическо–Лютеранской Церкви Финляндии. Этот диалог служит не только делу сближения между нашими Церквами, но и дружбе и сотрудничеству между нашими народами. В этом году мы начинаем подобный же диалог с богословами Союза Евангелических Церквей в Германской Демократической Республике. Наша Церковь имеет также успешно ведущиеся богословские собеседования с Римско–католической Церковью, а в прошлом году мы начали богословские собеседования с некоторыми реформатскими Церквами. Мы участвуем в подготовке всеправославного диалога с англиканами, католиками, старокатоликами и Восточными Церквами, не приемлющими Халкидонского Собора. От подобного рода двусторонних диалогов между Церквами или исповеданиями можно ожидать весьма полезных результатов, однако при этом следует иметь в виду, что всехристианское единство может быть достигнуто только в рамках всехристианского диалога.

И последнее замечание по этому сравнительно большому разделу «Богословские вопросы христианского единства и имеющиеся здесь достижения».

Близится V Ассамблея Всемирного Совета Церквей в Джакарте в августе 1975 года. Главная тема Ассамблеи — «Христос освобождает и объединяет» — требует серьезного отношения к балансу между вопросами христианского единства и вопросами вовлечения христиан в борьбу за социальное и политическое освобождение и раскрепощение угнетенных народов и частей человеческого общества. В эту тему войдут, по всей вероятности, в качестве составных ее частей и такие темы, как «Дать отчет в надежде, которая в нас» и «Исповедуя Христа в настоящее время». Уже нынешний опыт разработки этих тем показывает, что здесь не может быть единого и универсального всехристианского ответа. Специфика положения и жизни христиан в различных условиях, различие культур, экономических и политических систем, дифференциация географических районов и многие другие факторы, делающие жизнь христиан и Церквей столь различными и непохожими друг на друга, — все это приводит к тому, что могут и должны быть различные ответы на указанные темы, объединенные верой в Господа нашего Иисуса Христа, как Бога и Спасителя, Который всех нас и освобождает, и объединяет и Который является нашей конечной надеждой и исповедовать Которого мы должны в любых условиях земного существования.

III. СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОПРОСЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД СОВРЕМЕННЫМ ЭКУМЕНИЗМОМ

Задачей Всемирного Совета Церквей является изыскание путей и способствование делу всехристианского движения за восстановление христианского единства. Вместе с тем вопросы социальной справедливости, борьбы за мир и укрепление международного сотрудничества также входят в сферу озабоченности ВСЦ, ибо они являются необходимыми составными элементами в Божественном призвании Церкви служить делу спасения людей, делу помощи страждущему человеку и страждущему человечеству. Всякие разговоры о так называемой горизонтальной и вертикальной линиях, о их различии или предпочтении, даваемом тому или другому направлению в жизни Церкви, — все подобные разговоры лишены, по моему мнению, разумного обоснования. Церковь, конечно, призвана служить делу спасения людей и звать людей в Царствие Божие. Вместе с тем Церковь не может оставаться равнодушной к таким вопиющим проявлениям зла, как социальная несправедливость, агрессивные войны, угнетение человека человеком, угнетение и эксплуатация целых народов, расовая дискриминация, несправедливое распределение материальных благ и социальных возможностей, унижение человеческого достоинства и господство одних над другими. С проявлением и торжеством подобного социального зла христианин и Церковь должны бороться не менее, чем с личными грехами и несовершенствами людей в нравственной области.

Я считаю, что при этом нам следует избегать двух противоположных крайностей. С одной стороны, Церкви часто уделяли основное внимание личному совершенствованию отдельных людей и закрывали глаза на господство социального зла. А, с другой стороны, в настоящее время в некоторых Церквах проявляется сильная тенденция свести все задачи Церквей и всю деятельность экуменического движения к одним лишь социальным вопросам. При этом вопросы о личном совершенствовании каждого человека, о личных грехах, о личном спасении и об основной задаче Церкви призывать людей в Царствие Божие — все эти изначальные и основные для Церкви вопросы как бы забываются и отодвигаются на задний план. Наша Церковь всегда высказывалась против этих двух крайностей, за справедливое и равномерное участие христиан и экуменического движения в целом и в усилиях по достижению христианского единства в Церкви, и в усилиях по построению более справедливого человеческого общества.

В деле борьбы за социальную справедливость и укрепление мира и международного сотрудничества все христиане и их Церкви, а также экуменическое движение и Всемирный Совет Церквей должны быть готовы к практическому сотрудничеству со всеми людьми доброй воли, с людьми других религий и идеологий, с верующими и неверующими.

Всякое доброе начинание, содействующее миру и дружбе между народами, смягчающее международное напряжение и начинающее область международного сотрудничества и взаимопонимания, должно найти нашу горячую поддержку, одобрение, понимание и готовность участвовать в нем.

И я хочу быть откровенным, — и это не будет для вас новостью, — что всякое мероприятие, начинание, заявление или оценка, исходящие от любой христианской организации, которые будут, по нашему убеждению, противоречить или не способствовать делу мира, взаимопонимания и сотрудничества между народами или которые будут направлены против законных интересов и прав нашего государства и нашего народа, естественно, вызовут у нас соответствующую реакцию и должный отпор. С всевозможной братской любовью и терпением мы будем разъяснять и отстаивать наши убеждения, понимая, что этим мы служим не только нашим интересам, но и делу мира во всем мире, а значит, интересам большинства людей доброй воли во всем мире. Мы готовы выслушать и полны доброго желания понять другие точки зрения, если они имеют целью достижение прочного и справедливого мира между народами.

Исходя из этого, мы полагаем, что для Всемирного Совета Церквей и для экуменического движения в целом полезно прислушиваться к мнению большой группы Церквей и многочисленных христиан, объединивших свои миротворческие усилия в рамках Христианской Мирной Конференции. Голос этой Конференции звучит сейчас не только как выразитель мнения христиан социалистических стран, но и как внушительный голос общественного мнения широких христианских слоев стран Запада и «третьего мира».

IV. ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСЛАВНОГО ЕДИНСТВА

Однако совершенно очевидно, что удельный вес Православия во всей жизни, деятельности, изысканиях и структуре Всемирного Совета Церквей, а также удельный вес православных членов аппарата штаб–квартиры ВСЦ в Женеве, отнюдь не соответствует указанным выше задачам и идеалам. Православие может выполнить свое экуменическое служение разделенному христианству лишь в условиях полного всеправославного единомыслия в отношении основных экуменических вопросов, касающихся веры и церковного строя. Необходима согласованность православных действий по этим вопросам как внутри, так и вовне Всемирного Совета Церквей.