Русская Православная Церковь и экуменического движение

1. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ЭКУМЕНИЗМА И УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ВСЦ

Все участники консультации отметили особое, символическое значение того, что она проводилась в 1600–летнюю годовщину II Вселенского Собора, проходившего в Константинополе (май 381 года). Этот Собор, в котором приняло участие сравнительно небольшое число епископов с Востока, был тем не менее признан всеми Вселенским, потому что «он собрал воедино разделенных» и отразил в себе православное осознание целостности Церкви. На нем примирились даже те, кто расходился до этого друг с другом в вероисповедных формулировках, потому что они обрели общее выражение живой Истины Божией, как она выражена в творческом богословском стремлении отцов Церкви.

Участники консультации вдохновлялись и руководствовались этим примером. Осознавая себя членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, хранящей единую Истину, они единодушно признали экуменическое движение важным знаком нашего времени. Это время ставит перед Православной Церковью серьезные проблемы, на которые она должна со всей ответственностью откликнуться.

В обсуждении вопросов христианского единства участники консультации признали, что «экуменизм в пространстве» (т. е. стремление к единству в наши дни) неотделим от «экуменизма во времени» (т. е. верности апостольскому и святоотеческому учению). Также отмечалась неизбежность определенных противоречий между необходимостью сохранять верность святой церковной традиции и стремлением к развитию экуменических отношений, немедленному и окончательному единению разделенного христианства. Участники встречи отвергли любую возможность компромисса в вероучении и с удовлетворением напомнили, что ЦК ВСЦ на заседании в Торонто (в 1950 году) провозгласил: «Ни одной Церкви не следует бояться вступать во Всемирный Совет из опасения, что это угрожает уничтожением ее наследия».

Были также отмечены еще некоторые важные положения Торонтской декларации, например о том, что «членство в ВСЦ ни в каком смысле не означает, что они принадлежат к какому‑то органу, который выносит решения за них», — более того, «членство не означает, что каждая Церковь должна считать другие Церкви — члены ВСЦ — Церквами в истинном и полном смысле этого слова».

В ходе встречи было признано, что, хотя Торонтская декларация нуждается в развитии или корректировке, она продолжает оставаться существенным фактором, обеспечивающим продолжение участия Православных Церквей в деятельности ВСЦ.

Участники консультации сошлись в своем понимании экуменизма как необходимого выражения соборности. Православная Соборная Церковь прилагает все усилия к единению христиан в той же мере, в какой она не может быть безразличной ко всем другим проявлениям разделения или вражды в человечестве или во всем творении. В своем Воплощении Сын Божий воспринял полноту человеческой природы, и именно в Боге человечество находит свое истинное предназначение и жизнь. Вследствие этого вера во Христа не может отделять наше человеческое стремление к Богу от отношения к деяниям человека в творении и различия между «вертикальным» и «горизонтальным» измерениями Евангелия были отвергнуты, как неприемлемые. Христос воистину жизнь всего мира, и Дух Святой, сошедший на апостолов, «в соединение вся призва» (кондак Пятидесятницы).

Если рассматривать экуменизм в свете соборности Церкви, то становится ясно, что Всемирный Совет Церквей как институт не может считаться единственным олицетворением экуменического движения. И действительно, ВСЦ не включает в себя все существующие сегодня христианские Церкви, кроме того, важная роль в развитии экуменизма принадлежит другим экуменическим организациям и экуменическим начинаниям. Как бы то ни было, сегодня ВСЦ является наиболее представительным экуменическим содружеством, к которому присоединились все Православные Церкви и в котором они нашли:

• возможность живого общения с другими христианами с молитвой друг о друге;

• возможность постоянного богословского диалога о христианском единстве;

• возможность взаимопомощи и сотрудничества Церквей в служении миру и справедливости в обществе, а также во многих иных областях христианской деятельности и миссии в этом мире;

• возможность иметь братские отношения не только с неправославными Церквами, но также и между собой.

По мнению участников, такие результаты работы ВСЦ могли появиться потому, что, согласно определению, принятому в Торонто, он существует, чтобы «служить Церквам, являющимся его членами, как инструмент, посредством которого они могли бы вместе свидетельствовать о их общей преданности Иисусу Христу и сотрудничать в вопросах, требующих совместных действий». Хотя ВСЦ не может «стать Церковью» и не может взять на себя миссию созыва Вселенского Собора, но он заложил и развил основу братства Церквей, которое будет служить единству всех.

Участие Православных Церквей в деятельности ВСЦ является, таким образом, выражением попечения о жизни, спасении и единении всех, которое Церковь имела со времен апостольских. Так, итоговый документ Консультации православных богословов, проходившей с 24 по 30 сентября 1977 года в Новом Валааме (Финляндия), гласит: