Русская Православная Церковь и экуменического движение

4. Православные Церкви, представленные на встрече, чувствуют, что они всегда должны иметь возможность действовать на основе своей экклезиологии и своего видения для того, чтобы их вклад в служение и свидетельство делу Единой, Соборной и Апостольской Церкви был подлинным.

А. Позитивные аспекты православного участия в ВСЦ

Несомненно, что Православные Церкви получили ощутимую пользу от своего присутствия в ВСЦ и посредством развития взаимопонимания, серьезного обсуждения вероучительных вопросов, обмена мнениями и опытом общего свидетельства оказали серьезное влияние на его мышление, чаяния и работу. Есть прогресс и в движении к христианскому единству, но нам предстоит еще долгий путь к нему.

Наряду с положительными сторонами наших экуменических устремлений хотелось бы указать на ряд особо важных моментов в надежде пробудить больший интерес к экуменическим начинаниям, более глубокую и искреннюю вовлеченность в их осуществление:

1) ВСЦ способствовал распространению экуменического сознания на всех международных, региональных и национальных уровнях в странах, где несут свое служение многие из Православных Церквей. Именно в таком духе во время заседаний ВСЦ было положено начало неофициальному богословскому диалогу Православных и Древних Восточных Церквей. Встречи православных на заседаниях ВСЦ также внесли вклад в дальнейшее укрепление существующих братских связей между Православными Церквами. Также благодаря ВСЦ православные христиане совместно участвовали в работе ряда консультаций, семинаров и рабочих групп, посвященных различным проблемам, для того, чтобы прояснить свои позиции и сделать православное видение достоянием жизни и деятельности ВСЦ;

2) усилиями своих подразделений — единиц, подъединиц, комиссий и рабочих групп — ВСЦ также оказал огромное содействие делу христианского единства и единства всего человечества. Следует особенно отметить работу комиссии «Вера и церковное устройство» в поисках точек соприкосновения разных конфессий по фундаментальным вероучительным вопросам, таким, как крещение, Евхаристия и священство, а также комиссий «Всемирная миссия и евангелизация» (КВМЕ) и «Участие Церквей в развитии» (КУЦР), которые стремились привнести православное богословское мышление в сферу миссии и евангелизации и соответственно социальной этики и развития. Мы также отмечаем солидарность, материальную и моральную помощь таких комиссий и рабочих групп, как Комиссия межцерковной помощи, помощи беженцам и служения миру (СИКАРВС), Церковь и Общество, Программа борьбы с расизмом, Комиссия Церквей по международным делам (КЦМД), в стремлении откликнуться на человеческие и социальные нужды;

3) с другой стороны, православное присутствие способствовало распространению троического богословия, осознанию насущной важности вероучительного единства, экклезиологии Поместной Церкви, духовности, сакраментальной жизни, центральной роли литургии.

Б. Проблемы, связанные с участием Православных Церквей в ВСЦ

Следует признать, что с самого начала участие Православных Церквей в работе ВСЦ было нелегкой задачей. Во многом это связано с особенностями структуры ВСЦ, в которой православное богословие не всегда может найти себе достойное место. Положение усугубляет и то, что Поместные Православные Церкви вступали в ВСЦ в разное время (в 1948, 1961, 1965, 1972 годах и т. д.), причем каждая из них по своим собственным побуждениям, а также отсутствие единой православной позиции по отношению к ВСЦ и к экуменическому движению.

Хотя Православные Церкви сохраняют преданность своему членству в ВСЦ и его деятельности и несут в нем общее свидетельство и служение, им также приходится сталкиваться с некоторыми специфическими трудностями, суть которых можно обобщить следующим образом:

1) православным участникам бывает иногда трудно вписаться в рабочий стиль ВСЦ, они не всегда имеют возможность включать свои приоритеты в программные мероприятия Совета. И, наоборот, вопросы, чуждые православной традиции и духу, как, например, проблема рукоположения женщин, приобретают первостепенное значение в повестке работы ВСЦ. Поэтому следует прилагать усилия к тому, чтобы православные приоритеты и чаяния, изложенные в ряде документов Православных Церквей — членов ВСЦ доводились до сведения Совета;

2) православные христиане считают, что их приверженность делу экуменизма коренится в самой природе Церкви. Поэтому они призваны внести особый богословский вклад в экуменический диалог. Однако язык богословских формулировок и методология их составления не всегда позволяют православному видению с достаточной ясностью проявить себя и стать неотъемлемой частью документов, принимаемых подразделениями ВСЦ. Вследствие этого православные не исключают возможности вновь прибегнуть к практике выступления с отдельными заявлениями;

3) особенно было отмечено, что ВСЦ есть в первую очередь Совет Церквей и они должны иметь право назначать своих представителей в различные органы ВСЦ.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВКЛАДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЦ